Портрет на полотне эпохи. Юрий Екельчик – мастер операторского искусства

18 сентября исполняется 115 лет со дня рождения советского кинооператора дважды лауреата Государственных премий Юрия Израилевича Екельчика (1907-1956 гг.). Он родился 18 сентября 1907 г. в Минске, учился в Одессе на операторском отделении кинотехникума, преобразованного потом в институт. В 1930 г. Ю. Екельчик окончил институт и приступил к съёмкам на Киевской студии. Юрий Екельчик снял 18 фильмов. По мнению киноведов, среди лучших советских операторов он по праву занимает почётное второе место. Екельчик был блестящим кинооператором, одним из изобретателей широкого экрана. Его объектив называли сверхкороткофокусным. С каждой новой работой им открывалась новая страница истории операторского искусства, о чем он в последствии изложил в своей книге «Изобразительное мастерство в фотографии» (1951).

За фильм «Богдан Хмельницкий», 1941 г., режиссёра Игоря Савченко и «Сталинградская битва», 1948 г., режиссёра Владимира Петрова, Юрий Екельчик был удостоен Государственных премий.

Особо отмечалась киноведами операторская работа Юрия Екельчика на съёмках фильма «Сталинградская битва» (1946-1948 гг.), где благодаря его мастерству удалось добиться зрелищности и масштабности экранных событий, не имея ни цвета, ни широкого формата, фильм выглядит достоверно.

Чуткий, внимательный оператор, художник, искал во всём «сложную простоту», которая заключалась в особом взгляде на героев, народ, историю.

Для Художественной галереи «САНТАЛ» Юрий Екельчик совсем не посторонний человек. В проекте «Портрет на полотне эпохи», посвященному Ирине Володко мы не можем не уделить ему место. В её судьбе его роль очень значима. Он спас Ирину Николаевну, когда в 1937 г. волна репрессий и классовой борьбы подкатывалась к потомкам дворянского рода. Юрий увидел Ирину во время съёмок фильма «Хрустальный дворец», 1934 г. в роли Риты и влюбился в неё. А уже когда снимал фильм А. Роома «Строгий юноша, 1935 г., где Ирина играла Ольгу, он сделал ей предложение, привёл к себе в дом в качестве жены. 20 лет жизни с Юрием были стабильными и надёжными. Тамара Даниловна Купленикова – племянница Ирины Володко, которая часто бывала у них в гостях в Москве, вспоминала: «Ирина по-настоящему была счастлива в браке с этим благородным, талантливым, тонким человеком, ценившим и понимавшим искусство. В Москве у них была хорошая квартира, налаженный быт, работа, друзья. Оба молоды и полны творческих планов».

Во время Великой Отечественно войны Киевская киностудия была срочно эвакуирована в Ашхабад. Юрий работал на съёмках, а Ирина ежедневно находилась в госпитале, ухаживала за ранеными бойцами, ставила концертные программы.

Беда в их семью пришла позднее, когда в 1956 г. Юрий Екельчик заболел. Он в то время работал в фильме «Первый эшелон», режиссёра М. К. Калатозова, спешил закончить работу. Ирина боролась за его жизнь, но болезнь оказалась сильнее. Юрия Екельчика не стало 17 апреля 1956 г. Ему было 48 лет.