Жизнь длиною в век. Персональная выстака Григория Булгакова (1916 - 2011)

03.03.2021

Г.А. Булгаков прожил большую жизнь длиною почти в век. Сквозь жизнь его семьи прошла гражданская война, репрессии, культ личности Сталина, он воевал в Великой Отечественной, был свидетелем становления и крушения огромной державы – СССР. Он стоял у истоков формирования региональных школ советского искусства.

Творческое наследие Г.А. Булгакова является одной из страниц истории отечественного изобразительного искусства. Начиная с конца 1940-х годов, благодаря его участию на всероссийских и всесоюзных выставках, об изобразительном искусстве Краснодарского края стали все чаще говорить в России. Масштаб личности Г.А. Булгакова способствовал созданию в Краснодаре художественной среды, которая знакомила наших художников с современным изобразительным искусством и укрепляла связи столичной и кубанской художественной общественности.

В экспозицию выставки вошли тематические полотна, портреты, пейзажи, натюрморты. Героические сюжеты и камерные мотивы. Живопись, печатная и оригинальная графика. Широки и временные границы выставки: ранние работы относятся к военному периоду творчества: 1944 - 1945 годы, последние были написаны в 2002 – 2004 годах.

Художник прожил большую сложную жизнь. С 1941 по 1945 год в составе 60-й Армии прошел всю войну. Григорий Александрович Булгаков награжден орденами «Красной Звезды» (1943) и «Отечественной войны II степени» (1985), медалями «За победу», «За боевые заслуги» (1945).

В 1945 году Г.А. Булгаков вместе с Политотделом 60 Армии переезжает в Краснодар.

Тема первых его работ была определена временем, идеологизированным партийными постановлениями 1940-х годов. Представленная в экспозиции картина этого периода «Смена» (1949) посвящена рабочим завода имени Седина. Она многое говорит о послевоенном времени и о передвижнических традициях, которым следовал художник в начале творческого пути.

Истинный талант Г.А. Булгакова как большого мастера тематической картины проявился в его лучшем живописном полотне «Колумб Российский. Г.И. Шелихов на Дальнем Востоке» (1956-1957). Картина посвящена русскому купцу и путешественнику Григорию Ивановичу Шелихову, положившему начало заселению русскими северного побережья Аляски. Подвиг Г.И. Шелихова – мужественного первопроходца был высоко оценен его современниками: М. Ломоносовым и Г. Державиным.

 В 1957 году это масштабное полотно демонстрировалось на Республиканской  выставке, посвященной Великой Отечественной войне. За картину «Колумб российский – Шелихов на Дальнем Востоке» художник был награжден Почетным дипломом Министерства культуры РСФСР. В этом же 1957 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке в Москве.

 Этапными принято считать картины, написанные на военную тему. Обращаясь к ней, Булгаков пишет то, что было пережито им лично, глубоко осталось в сознании: «О родной стороне» (В минуту затишья) (1955),  «Вестники Победы» (1980), «Годы войны» (1990). Разные по стилю, по эмоциональному состоянию, хронологически разделенные друг от друга эти работы дороги художнику – в них часть его судьбы, эпизоды военной жизни солдата. В этих картинах заложена эмоциональная и психологическая убедительность, они обладают силой документа, силой достоверного факта. Скупыми средствами, лаконичным языком, близким плакатному, написана картина «Вестники Победы». Однако это не лишает ее динамизма, эмоциональной убедительности, пластической цельности.
 

Тематические произведения Г.А. Булгакова публицистичны, повествовательны, в них в значительной мере присутствует литературность. Отсутствие метафор и аллегорий, не лишает их атмосферы размышлений о явлениях и событиях важных для автора. Достоинство полотен мастера как продолжателя традиций русской реалистической картины в XXI в. – их философичность. Не прибегая к характерным для метафизического искусства пространственно-композиционным приемам воздействия на воображение, Григорий Александрович простыми средствами реализма создает смысловой подтекст, настраивает зрителя на свою волну: «Улица с односторонним движением» (1960-1993), «Март пятьдесят третьего» (1972-1993).

В пейзажном творчестве Г.А. Булгакова можно выделить несколько циклов, они присутствуют как в живописи, так и в графике: «Воспоминания или Родная земля» (сюда входят работы, выполненные в Курской области и на Кубани), «Северный цикл», «Поездки по Кавказу и Закавказью», «Городской цикл», цикл «По Прибалтике». Пейзаж для художника не только, лаборатория, в которой он ищет, наблюдает, но и полнокровный жанр, структурирующий творчество, отражающий направления поисков.

Г.А. Булгакова притягивали просторы русской земли c ее геокультурными богатствами. Эта тема раскрывается в хорошо известном в Краснодаре «Северном цикле» живописных и графических произведений, который имел большой общественный резонанс. Персональную выставку художника 1968 года, на которой он впервые был показан, вспоминают до сих пор и зрители, и специалисты. Из «Северного цикла» на выставке представлены – «Нганасан» (1968), «Оленевод» (вариант 1982), «Радуга над Усть-Авамом» (вариант 1972-1973) и другие. В них привлекает не только экзотичность образов людей и природы, но и глубокое проникновение художника в особенности нравов, духа и быта маленького северного народа. В портретах этой серии проявляется способность мастера наполнять конкретный образ архетипической силой воздействия.

В самостоятельный раздел творчества Г.А. Булгакова можно объединить представленные на выставке, индустриальные и городские пейзажи, написанные в разные годы – «Этюд цементного завода в Новороссийске» (1947), «Индустриальный мотив» (1969), «У нас в Комсомольском – снег» (1991). Художник умеет точно запечатлеть своеобразие городских мотивов, передать особенную атмосферу строек, заводских окраин, современных микрорайонов. Лучшие из подобных пейзажей отличает мастерство исполнения, тонкая передача эмоциональных состояний.

В 1970-1980-е годы Григорий Александрович самостоятельно и в составе бригад, организованных Союзом художников, продолжал ездить в колхозы, оформляя дома культуры, школы, клубы, работая над портретами знатных колхозников. Он не относился к социальному заказу формально, хотя понимал, что иногда он иссушает живописную палитру. Тем не менее, созданные в результате подобных творческих поездок «Портрет

Холодия Л.Н.» (1980), звеньевого рисоводческого звена колхоза «Красное знамя» Калининского района и более ранний - «Портрет Героя Социалистического труда Буренкова И.И» (1973-1974) вошли в число лучших в изобразительном искусстве Кубани.

Не очень большой портретный раздел в творчестве Г.А. Булгакова можно объяснить тем, что к портрету он относился особенно строго, жанр требовал отбора и поиска натуры, погружения в личность. Когда художнику встречался человек, облик которого притягивал и просился на холст, то он бросал все и начинал писать. Так появились «Мужской портрет. Этюд к картине «Смена» (1948), «Девушка в белом» (1960), «В фиолетовом» (1991) – в них явно присутствует талант портретиста, умение точно и проницательно схватывать типологические особенности, раскрывать внутреннее состояние характеров.

Присутствие в творчестве Григория Александровича нескольких автопортретов говорит о характере, склонном к рефлексии и к размышлениям. Сочетание в одном изображении того, как видит себя художник и, что он в себе ищет, оставляет истории не только портрет, который является документальным источником, но и портрет как саморепрезентацию.

Большое место в искусстве Г.А. Булгакова занимают этюды и эскизы. В них он выверяет цветовые отношения, отрабатывает систему построения картины. Вызывают восхищение небольшие по размерам, в половину тетрадного листа, этюды пейзажей, интерьеров, портретов, выполненные в основном в 1990-е годы. Они многое говорят об академической основе творчества автора, о большой требовательности к труду художника, о профессионализме. Артистичные этюды-миниатюры, восхищающие свежестью красок, подвижностью формы, словно, редкие жемчужины поражают живописностью, виртуозным владением красочной палитрой.

Широк творческий диапазон художника – будучи последовательным сторонником реализма, он не ограничивал себя рамками одной художественной системы. Не занимаясь решением только формальных задач, как истинный мастер-профессионал он глубоко и вдумчиво проникал в вопросы формы, добиваясь выразительности образа. Он мог, увлекаясь музыкой ритма, контрастами и гармонией цвета или техническими поисками, отойти от изображения предметной реальности - «Композиция» (1992).

Графика занимает в творчестве Г.А. Булгакова значительное место и отличается редким многообразием и мастерством.

Сотни графических произведений составляют творческое наследие художника – это как печатная, так и оригинальная графика. Обширен диапазон рисунка, включающего натурные зарисовки, наброски, станковые работы, эскизы книжных обложек, книжные иллюстрации, экслибрисы, эскизы тематических картин и монументальных росписей. Художник работает в самых разных техниках – темпера, акварель, гуашь, тушь, карандаш, пастель, граттография. В печатной графике Г.А. Булгакова преобладает офорт и монотипия, встречается также линогравюра, реже ксилография. Он часто обращался к смешанной технике, увлекался художник и коллажем. Подобная широта творческих интересов Булгакова-графика говорит о серьезном отношении мастера к этому виду искусства, о вдумчивом постижении его специфики.

Как график художник был настолько убедителен и профессионален, что почти сразу после возвращения с фронта в 1947 году был принят в Союз художников РСФСР.

Графический раздел выставки поражает богатством творческих находок, разнообразием техник и представляет лишь небольшую часть всего графического наследия мастера.

В графике Григория Александровича преобладает пейзаж, в котором разносторонне раскрылся пейзажный талант автора. Обладая острым, цепким глазом, умея схватывать типичное, он, деликатно обобщая, создавал тонкие поэтические пейзажи, в которых есть и узнаваемые черты конкретного места, и близкий русскому человеку дух малой родины. Художник делает это без патетики, настолько чутко и с любовью к изображаемому, что грань между натурой и образом стирается.

Этапной в творчестве Г.А. Булгакова является станковая печатная графика, посвященная труженикам рыбных промыслов Азовского и Черного морей, среди них, экспонируемые на выставке офорты «Сейнер на ремонте» (1964), «Рыбаки Азовья» (1965), «В пути» (1960-е). Эстетическое чувство художника искало и находило прекрасное везде, где присутствует гармония и человек. Булгаков не пренебрегал темами, казалось бы, неэстетичными, не боялся неизведанного.

Творческий путь Григория Александровича Булгакова - подтверждение того, что истинный талант не терпит успокоенности, «человек в профессии существует до тех пор, пока он ищет, учится, сомневается». Сегодня в эпоху сбившихся этических кодов, когда с новой силой осознаётся необходимость возрождения гуманистических ценностей искусство Григория Александровича Булгакова обретает особый смысл.