Выставка «Снега России»

22 декабря - 07 января

В галерее «Сантал»   с 22 декабря 2011 по 7 января 2012   проходит  персональная юбилейная выставка известного краснодарского художника Юрия Пономаренко   «Снега России»

Юрий  Пономаренко родился в 1951 году в Ленинграде.  
В 1973 году окончил факультет художественно-технической графики Кубанского государственного университета.
С 1993 года член союза художников России.
 Врожденная страсть к дороге и ко всему новому очень быстро помогли художнику проявить себя в области пейзажа и жанровой живописи.

В  сегодняшней пестрой художественной  картине мира, которую создают  современные авторы – живописцы и графики, поэты и музыканты, реалистическое искусство   занимает место в какой-то степени маргинальное. Но именно в нем сохраняются культурные традиции русской школы  второй половины Х1Х века. Особенно это касается художников, развивающих язык пленэрной живописи, в которой реализм переплетается с импрессионизмом, образуя своеобразный сплав, позволяющий синтезировать наблюдение над природой с передачей собственных чувств.  

Их     голос,  как правило,  негромкий, интонации – лирические.   Разум  не заглушает   эмоции. Крепкая рука  профессионала, который знает, как  строить композицию,  пользоваться светотеневой моделировкой, обобщать найденный мотив, не впадая в натурализм, позволяет создавать картины и пейзажи, в которых мера выразительности находится в гармонии с объективным миром, окружающим нас. Не менее важным, чем сохранение пластического языка, является смыслообразующий ряд, попадающий в культурный код русской культуры.
Когда смотришь на работы краснодарского художника Юрия Пономаренко, видно, что и   национальные   русские ценности соборности, семьи, человечности,   любви  для него остаются значимыми, несмотря на  сложный и неоднозначный социокультурный контекст, в котором приветствуются скорее новации, чем традиции.
На  холстах  Пономаренко мы видим  ландшафты – от Байкала  до Белого моря.  Особенно он   любит писать окрестности Дома творчества Союза художников «Академическая дача».     «Русский странник», Пономаренко   ищет мотив в реальной жизни, в природе.    Стараясь создать  гармоничный мир,  он скупо пользуется выразительными  возможностями работы цветом. Он - мастер нюанса, создатель тонкой  приглушенной   живописной среды.  Именно это его качество и позволило ему стать подлинным мастером зимнего реалистического пейзажа, в котором   художник возвращает нас к   простоте и целостности созерцательного отношения к жизни.  В поисках заснеженных русских просторов, которых не найти на Кубани, Юрий отправляется  в   Вышний Волочек,   на «Академичку», ставшую его подлинной творческой родиной. Он пишет бескрайнюю равнину,   бревенчатые избы, замерзшие реки, фигурки людей, которые не стали «новыми русскими», жителями особняков, а продолжают жить на земле, выращивать скудный урожай, ловить рыбу, учить детей.

Часто Пономаренко пишет в экстремальных условиях, когда краски замерзают на морозе. Забираясь в лесные чащобы или заброшенные северные деревни,  он создает  свои лирические по  настроению пейзажи.  
     Интересная история произошла с ним и с двумя его товарищами-художниками из Твери и Ярославля в 80- е годы.   Вышли они на пленэр  при 25 градусах мороза в деревне Важгард  Коми ССР. (А надо сказать, что деревня Важгард была излюбленным местом для многих  русских живописцев, в частности Стожарова).  В  это время мимо  ехала группа телевизионщиков из  Сывтывкара, которая    снимала сюжет о жизни людей в отдаленных селах. Они не могли не остановиться и  не  взять   интервью у художников. Особенно их потряс тот факт, что художник с юга приехал в их заснеженный  далекий край. Но для Пономаренко, который родился и окончил школу в Ленинграде, учился   на художественно-графическом факультете в Краснодаре было важно писать   именно зиму,   которая для него  всегда была символом России.
        В работах Пономаренко нет красивости, пафоса, модного сейчас салона. Он искренне и настойчиво утверждает ценности обыденной человеческой жизни.  Вмерзшая в лед лодка на озере   Байкал и кружащиеся над ней чайки, морозный день в  засыпанном снегом Вышнем Волочке, как и в других  провинциальных городах и селах России, старый трактор, нагруженный сеном,        полуразрушенный  старенький забор,    бревенчатые избы и православные храмы,  русский лес  зимой,  замерзшие озера    и  речки  останутся даже тогда, когда  глобализация, кажется,  примет необратимый характер.          
      Картины краснодарского живописца  чем-то сопоставимы    с творчеством Николая Рубцова: поэтическое слово выдающегося русского лирика  созвучно художнику по своей интонации, темам и образному строю:
 

Наслаждаясь ветром резким,
Допоздна по вечерам
Я брожу, брожу по сельским
Белым в сумраке холмам.
Взгляд  блуждает по дремотным,
По холодным небесам,
Слух внимает мимолетным,
Приглушенным голосам.

Член АИС  Татьяна Соколинская