Выставка «Мужской портрет»

7 сентября - 30 сентября

Выставка «Мужской портрет». Живопись, графика (1938-2010 гг)

Лицо человека – это лицо времени. Таков смысл выставки открытой в художественной галерее «Сантал». На выставке представлены работы художников Кубани и Адыгеи, которые видели красоту и поэзию в самых обыкновенных людях, искали высокие идеалы человеческой души в своих современниках, кто бы они ни были – от простых тружеников с их суровыми трудовыми буднями до деятелей культуры и искусства. 

Устроители задумывали выставку, как выставку мужского портрета с ярко выраженными чертами мужественности портретируемых. 

В экспозиции представлены 66 работ 37 авторов Кубани и Республики Адыгея. Большинство авторов из того самого - советского поколения, сознание которых формировалось на идеях той политической системы. Для своего творчества художники выбрали, то важное зерно, которое было свойственно всему русскому искусству на протяжении тысячелетия существования России и не противоречило идеологии социализма - создание образа положительного героя, мужественного, стойкого к трудностям, выносливого, человеколюбивого. Половина авторов выставки художники-фронтовики Г.А. Булгаков, В.И. Бирюков, П.Н. Ружейников, В.И. Сидоров, И.М. Халюткин, Г.И. Митрофанов, С.А. Попучаев, В.М. Мехед, И.А. Амиян, П.Г. Амасьян, П.Д. Филиппенко, Д.И. Мельников, Р.С. Салуянова. Они прошли через горнило Великой Отечественной войны, вместе со своим народом претерпели все её тяготы: потерю родных и близких людей, товарищей по оружию, претерпели горесть поражений и радость победы. Вместе со страной восстанавливали разрушенное хозяйство. Своими глазами видели примеры мужества и стойкости народа в борьбе против оккупантов. Для них образ мужчины слился с понятиями: мужество, стойкость, выносливость, самоотверженность, самопожертвование – со всеми теми качествами, которыми характеризуется образ истинного защитника отечества. 

После войны бывшие солдаты приняли на свои плечи разрушенную страну, которой требовались мужские руки для восстановления заводов, городов, путей сообщений, техники, да и земля требовала мужской силы. Они сами всё это поднимали и воспитывали своих детей быть опорой семье и отечеству, брать на себя ответственность за судьбы других. Поэтому и искусство их было близко и понятно народу. И воспевали они в своём творчестве людей войны и труда. Этого требовало время, и это требовала политическая система от творческой интеллигенции. Эту эстафету они передавали новому послевоенному поколению творцов. Да и по-иному не могли и мыслить послевоенные художники, видя, как пришедшие с войны мужчины, сменив винтовки на кирки и лопаты, поднимали из разрухи города и сёла. Они сами трудились с ними рука об руку. Слушали их рассказы о войне и понимали, какой ценой она далась. Эти люди стали для молодого поколения примером для подражания. Воспеть подвиг этих людей было честью для каждого творческого человека. И правительство помогало художникам ближе познакомиться с тружениками тыла, бывшими фронтовиками предоставляя возможность творческих поездок в село, на заводы и фабрики, в воинские части. Погружением в глубины характеров своих отцов и братьев, односельчан прошедших войну отличаются работы Райбаца Н.Л., Яковлева В.С., Клюжина Г.Т., Саидова С.А., Мехеда В.М., Филиппенко П.Д., Зуботыкин В.В., Паршкова А.А. 

В работах данной выставки отсутствует пафосная социальность официозного искусства советского времени, за что ангажированные критики клеймили и клеймят позором всё искусство советского периода. Большинство работ (самая ранняя написана в 1938 г., самая поздняя в 2010 г.) объединены стилистически, пластически и даже колористически. Складывается общее впечатление, что устроителям выставки удалось собрать авторов творчески кровнородственных. Да они и были таковыми по образу мысли - единые со всем народом. На выставке нет работ конфликтных, психологически напряжённых, нет социальной драмы в представленных образах. Но это не значит, что их не было в творчестве данных авторов. Формат выставки и возможности авторов проекта ограничены. В большинстве работ это размышление, эмоции и чувства, на первом плане, они лишены любой фальши и это подкупает зрителя. Особенно это касается этюдных портретов Булгакова Г.А. Его этюды документальные, репортажные по форме, но типические по характеру обобщений. 

Всё многообразие представленных на выставке жанров портрета объединяет любовь художников к этюдности, которая позволяет передать свежесть впечатления от натуры, сочетать конкретность и обобщения, не растрачивать зрительское прочтение на мелочные детали, сведя их присутствие до минимума, сохранить навсегда красоту живого образа. Синтез реалистического искусства и импрессионизма в работах художников далёк от рассудочности нового времени. В каждом произведении чувствуется яркое воссоздание эпохи, народной истории, полной внутренней силы. Нет ни одной работы созданной из расчёта на коммерческую выгоду современных пустышек. 

«Пресловутый», для некоторых критиков советского искусства, соцреализм проявляется в каждой работе авторов выставки и прочитывается в разных аспектах. Однако справедливости ради надо сказать, что отечественное искусство, приверженцами которого были и остались большинство авторов этой экспозиции, не порывало с верностью натуре, но и не приветствовало натурализм, вознесённый в наши дни на пьедестал высокого искусства попсовой культурой. 

В советский период ценилась другая репрезентнось, такая как в работах Райбаца Н.Л. (П-т отца), Яковлева В.С. (П-т отца Яковлева Степана Филипповича), Короткого А.А. (Автопортрет, Натурщик из Кашарино Г.Табельков), Саидова С.А. (Автопортрет), Мехед В.М. (П-т старика), Бирюков В.И. (Бригада лесорубов), Клюжина Г.Т. (П-т героя соц. Труда Бородули Михаила Ивановича, Автопортрет), Филиппенко П.Д. (П-ты Метова Ибрагима Кадмиевича и эфенди Цеева Схачария), Солуяновой Р.И. (Этюд художника Артёма), Паршкова А.А. (п-т Зосименко Василия Демьяновича) в них подлинность и значимость образов сочетается с грамотной живописной-пластической культурой. 
 

Почти половина работ на выставке - автопортреты, но они отвечают заявленным нравственным и художественным ценностям времени. Художники в собственном облике стремились соответствовать духу времени. Так было: суровое время, сильные личности. Дух «сурового стиля» 60-х годов XX века чувствуется в творчестве почти каждого художника и лишь несколько авторов выделяются из этого хора. Разные по возрасту, они приверженцы других стилистических идей и пластических приёмов – Архангельский М.В., Бабенко П.П., Черняк Н.П., Нагорный С.А., Е.Е. Казицын. Присутствие работ этих художников только обогатило выставку. Их творчество является мостиком, переброшенным из одной эпохи в другую, где личность уже не хочет быть частью единого целого, а ищет собственные индивидуальные особенности, отличающие её от целого, не являющиеся характерными для сообщества. Однако многие из их сверстников остались преданными традициям своих учителей и продолжили их линию, наполнив её своим видением. Они, как и их учителя, не идеализируют своих героев, а дают правдивую характеристику эпохи через образы своих современников и следуют принципам русского реалистического искусства. 

В этом и есть свобода творчества – не соблюдение внешних условий, а качество личности.

Костигина А.Н.
Искусствовед. сентябрь 2011 г