Выставка «Мастер и Север»

27 января

Художественная галерея представляет выставку «Мастер и Север. К 95-летию заслуженного художника РСФСР Г.А. Булгакова»

Воспоминания Григория Булгакова о поездке на Север. Г.А. Булгаков и его друзья ветераны ВОВ Александров Н.З.,
Мартынов В. И., Харченко Я. А., Коновалов И. Я.

Заслуженному художнику РСФСР, ветерану Великой Отечественной войны Григорию Александровичу Булгакову исполнилось 95 лет.
Творческий путь мастера насчитывает более шестидесяти лет. Широк и разнообразен диапазон его творчества - живопись, графика, оформление книг и интерьеров, редкие опыты в скульптуре. 
Профессионализм художника, его гражданские позиции оказывали влияние на становление краснодарской школы живописи. Масштаб личности Г.А. Булгакова способствовал созданию в Краснодаре художественной среды, которая знакомила наших художников с современными направлениями изобразительного искусства и укрепляла связи столичной и кубанской художественной общественности. 
Классикой изобразительного искусства Кубани и России стали его тематические полотна «Колумб российский - Шелихов на Дальнем Востоке» 1956-1957 гг., «Смена» 1949 г., «Годы войны» 1990 г.; портреты, запечатлевшие полные собственного достоинства архетипические народные образы - «Станичник» 1960 г., «Нганасан» 1968 г. и др. Полны тонкого лиризма сельские и городские пейзажи художника, настраивают на размышления и скромные на первый взгляд натюрморты. Невозможно перечислить все темы, к которым обращался мастер. Это большой культурный и исторический пласт, связанный с жизнью страны и Краснодарского края.
Наследие Г.А. Булгакова объединяет различные стилистические тенденции, начиная с реализма передвижников, русского импрессионизма, близки ему и лаконизм сурового стиля, и внутренняя свобода абстракционизма. 
За свою долгую жизнь Г.А. Булгаков прошел и проехал почти через всю Россию - от южных границ до Северного полярного круга. В 1950-1980 годы Г.А. Булгаков участвовал в поездках, организованных СХ РСФСР и СССР, которые давали возможность открывать многомерность жизни страны, накапливать впечатления. Художник ездил на Белое море, путешествовал по Енисею и Таймыру, Крыму, Азовью, Грузии, Азербайджану, Прибалтике, Северному Кавказу, Краснодарскому краю… Собранный большой творческий материал был положен в основу многих его произведений.
На выставке представлены работы самого известного и раннего «Северного цикла». 1956-1993 гг. В него входят этюды и рисунки первых поездок на Белое море в 1956 г. и путешествия к Северному полярному кругу 1968 г., а также живописные произведения 1968 - 1993 гг., созданные на этюдном материале последнего путешествия. «Северный цикл» состоит из двух серий «По Белому морю». 1956 г. и серии «По Енисею и Таймыру». 1968 г. Работы этого цикла давно разошлись по частным коллекциям, и сегодня представляют большую редкость.
Первая поездка Григория Александровича на север была связана с его работой над картиной «Колумб Российский. Г. Шелихов на Дальнем Востоке». 1956–1957 гг. Путешествие на Белое море помогло художнику проникнуться ощущением пустынного края Земли, его уникальной природы, там он познакомился с народными традициями эскимосов и алеутов.
И в дальнейшем Г.А. Булгакова привлекала неприветливая природа севера. В 1968 г. художник преодолел семнадцать тысяч километров и добрался до полуострова Таймыр, расположенного далеко за Полярным кругом. Он плавал по рекам, впадающим в Ледовитый океан, ездил на Красноярскую ГЭС…
Произведения, выполненные во время путешествия, объединены в серию «По Енисею и Таймыру» и составляют значительную часть экспозиции выставки. В ней преобладают натурные рисунки и этюды. В этюдах Г.А. Булгаков избежал яркого этнографизма, художник пишет скупую на краски северную природу, внимательно всматривается в облик коренных народов.
Многочисленные рисунки, представленные на выставке, оставляют ощущение графической медитации, размеренного, спокойного всматривания художника в природу. В них словно раскадровано все путешествие, художник доносит до нас неспешный процесс восприятия, ощущение безмерности пространства.
Украшением выставки является одно из немногих известных станковых произведений 1968 г. - портрет «Нганасан». Он создан в результате непосредственного общения с неведомым народом. В нем привлекает не только экзотичность образа оленевода, но и желание понять незнакомый северный народ. В темном от ветров и дыма костров морщинистом лице словно отпечатались горы, реки, промерзшая земля, жизнь предков.
Путешествия по новым неизвестным местам занимали значительную часть долгой жизни Григория Александровича, которая в целом видится как странствие во времени и пространстве. Художник родился в Российской империи. Сквозь жизнь его семьи прошла Первая мировая и гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война, он был свидетелем становления и крушения СССР, живет в III тысячелетии). Растянутая хронологически жизнь Г.А. Булгакова полнится не только судьбоносными событиями, но и географическими впечатлениями, знаниями, воспоминаниями, трансформирующимися в творчестве красочностью и многомерностью мира человека и природы. Обладая возможностью легко и свободно перемещаться в пространстве Г.А. Булгаков обретал глубинную внутреннюю свободу, которая давала ему силы жить и творить.

Д.Т. Садыкова, старший научный сотрудник 
Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко