Выставка «Хлеб всему голова»

10 июня 2014

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Балачан В. «Баллада о хлебе»

Большинство кубанцев согласятся с тем, что Кубань - жемчужина России. И главное его богатство - это хлеб, который является не только биологическим источником жизни, но и определяет смысловые доминанты для многих деятелей искусства: писателей, художников, музыкантов. Картина мира, которую создают наши художники, отражает ментальность жителей казачьего края – потомков бывших казаков, все еще генетически связанных с землей, матерью-кормилицей. Поэтому неслучайно, что выставочно-просветительский проект «Хлеб - всему голова» родился и реализуется именно на  Кубани.
Проект, инициированный куратором выставки, директором галереи Ниной Антоновной Стрижовой, реализуется уже на протяжении пяти лет. И он имеет историко-просветительский характер. Послания художников свидетельствуют о том, что смыслы не рухнули, ценности могут быть спасены и художественное качество остается актуальным.

Выставка «Хлеб — всему голова», открывающаяся 10 июня в «Художественной галерее САНТАЛ» посвящена Дню России. На ней будут представлены живописные работы художников из Краснодарского края и Республики Адыгеи, написанные в период с 1951 до середины наших дней. Авторы представленных в экспозиции произведений – это признанные художники 20 века и ветераны ВОВ Булгаков Г.А., Ружейников П.Н., Кравченко Г.У., Коновалов И.Я., Салуянова Р.И., Евса Н.П., Филиппенко П.Д., Мехед В.М., Амасьян П.Г. и другие авторы.
Всем знакомое словосочетание «Хлеб – всему голова» осмысливается организаторами выставки как метафора, объединяющая архетипы древних земледельческих культур с сегодняшним днем, скифов-пахарей, живших на территории, примыкающей к Кубани, с казаками 19 века, колхозниками советского времени и современными фермерами. Изменились слова, иной стала социокультурная ситуация, но не изменилось главное – жизнь человека на земле. Она так же сложна, как и две тысячи лет назад, когда не было комбайнов и тракторов. Так что батоны из булочных и пирожные из кондитерских политы потом не меньше, чем во времена первых землепашцев.
Одна из задач выставки, посвященной Дню России, - привлечь внимание зрителей к тому, что и в наше время ценностные ориентиры остаются незыблемыми.

Значительная часть жителей южной России не воспринимают время только как историческое, линейное. Для них оно во многом - циклическое и связано со временем сева и сбора урожая для сельских жителей и выезда на дачу для горожан. Эта идея прослеживается в экспозиции выставки. Мы видим время сева («Отцовская борозда» Н.П. Евсы), созревания («Колхозные хлеба» Р. И. Солуяновой), уборку урожая («Стерня» Г.А. Булгакова). Видим собранный урожай (надо сказать, что это наиболее любимая и поэтому распространенная тема), героев жатвы, загоревших под палящим солнцем, пропитанных потом. Природа и человек воспринимаются как единое целое, существующее по единым космическим законам.
Пейзажи, натюрморты, портреты комбайнеров, тематические композиции написаны разными авторами (за редким исключением) в теплом, светло-коричневом колорите - колорите созревшей колосящейся пшеницы. Преобладает свободная, Среди жанровых произведений - картины  Г.А.Булгакова «О Хлебе», Р.И. Солуяновой «Кубань изобильная», П.Д. Филиппенко «Ликбез»,  Н.П. Евсы «Отцовская борозда», А.А. Паршкова «Песня»
Автор в своих работах отказывается от норм и посланий современной цивилизации ради утверждения идеалов традиционных патриархальных культур.