Высокое звание Учитель

5.10.2021

Заслуженный деятель искусств Кубани, член СХ России, член ККЦ Юнеско, Почетный академик КНА Ольга Александровна Салькова стала, по мнению многих ее студентов, символом поздней советской эпохи (1960-1980-х годов).

 Ольга Салькова родилась 5 августа 1936 года. Она начала преподавать в Краснодарском художественном училище в 1961 году. Это было время «шестидесятников», появившихся в период социального и творческого подъема в стране: рождались новые творческие идеи как в системе образования, так и в художественной практике. При сохранении академической школы молодые художники уже не были зажаты в строгие рамки социалистического реализма. Роль преподавателя в такой ситуации имела огромное значение для развития студентов. Салькова обладала качеством, которое есть только у подлинного педагога: не мешать творческому развитию своих учеников. Поэтому все они с благодарностью вспоминают и ее занятия, и общение с ней во внеурочное время. После ухода из училища (1983 г.) Салькова преподавала на художественно-графическом факультете Кубанского госуниверситета (1992 г.). И здесь появились ученики, которых она сумела зажечь стремлением к творчеству.

Она сумела воспитать таких разных мастеров, как заслуженные художники России Василий Монастырный, Алексей Паршков, Сергей Дудко, Андрей Зайцев, народный художник РФ Виталий Коробейников, заслуженные деятели искусств КубаниИрина Седова, Нина Скворцова, Лариса Ильченко, Юрий Васильцов,  Василий Медведовский, Иван Погожев, Игорь Ведерников, заслуженный работник культуры Кубани Федор Алексеенко, художники  Владимир Сальков, Игорь Шипельский, Константин Трапицын, Николай Райбац, Татьяна Пучкова, Виктор Бугай, Наталья Тараненко.

Салькова помогала своим студентам не только во время учебы, но и способствовала их реализации и после окончания училища, поддерживала людей в сложные периоды их жизни.  Алексей Паршков рассказывает о ней как о принципиальном человеке, беспощадном к разгильдяйству, выпивке, прогулам. При этом, по его словам, она не разрушила ничью жизнь: «Свою легкость, открытость миру она передала своим ученикам. Бывает, что искусство делается из боли, проблем, но у Ольги Александровны – из радости. В ней всегда энергия, направленная на позитивное, на созидание. Гениальность – это способность удерживать себя в одной точке. Она всегда ответственна перед миром, никто не знал о ее бытовых сложностях, болезнях. Она никогда не жаловалась. Мы родственны с ней: львы по гороскопу, родились 5 августа» 

Ирина Седова так охарактеризовала свою учительницу: «Ольга Александровна – сильный и яркий педагог и художник, она умела вселять в учеников уверенность в своих силах, основанную на желании трудиться, узнавать новое и создавать новое. Она постоянно заботилась о развитии у своих студентов художественного вкуса, любви к искусству».

Василий Монастырный вспоминал Салькову, как сильного и требовательного преподавателя, по-настоящему творческого человека, который своим примером мог всегда вдохновить и вселить в учеников стремление к творчеству. Она была больше, чем преподаватель, она заряжала энтузиазмом.

Человек-легенда, свидетель яркого, переходного времени, – так определяет Салькову Николай Райбац. А время было жестким. Страна пребывала одновременно в шоке и эйфории после ХХ съезда. Борьба реалистов с представителями других течений была яростной. По словам Николая Райбаца, Салькова училась в 1950 –годы, когда художники готовы были перегрызть друг другу глотки из-за разных точек зрения на искусство. Это повлияло и на ее отношение к делу: в вопросах дисциплины она была Аракчеев(по образному выражению Райбаца). Прогулы предметов по специальности, опоздания, выпивка и слишком «авангардные» девичьи наряды были недопустимы. Она встречала всех студентов около восьми утра у входа в училище, и от ее взгляда не ускользало ничего. Казалось бы, что за прогулы можно было и «вылететь» из училища. Но ни один из талантливых студентов не был уволен, хотя за пропуски и выслушивали от нее гневные слова. Она сама художник и понимает другого художника.

«Она – хороший организатор. Я благодарен ей за то, что меня не выгнали за пропуски по общеобразовательным дисциплинам. Она не мешала творческим людям. Никаких незаслуженных симпатий не было. На своем месте, в училище, она была незаменима. Когда у меня возник конфликт с преподавателем, она предложила ходить на занятия к другому. Но, как завуч она была беспощадна к некоторым барышням, которые реально «борзели» по форме одежды» – продолжает разговор Николай Райбац. 

«Я не помню, кто был директором в то время,» – говорит Федор Алексеенко, – «но для меня Ольга Александровна – это эпоха в истории нашего училища. Вспоминая годы учебы, нельзя пройти мимо ее личности. У нее не было равнодушного отношения к ученикам и подчиненным. Лично я и моя жена Белла ей очень благодарны. Меня она водила к директору за опоздания, но я не обижаюсь. Мне попадало иногда. Я помню, случайно разбил скульптуру Дорифора. Ольга Александровна заставила ее склеить. Она знала всех студентов по именам. И влияла незаметно на всех. Она давала понять, что ты не просто шалопай, а прежде всего художник. Она старалась объяснить, что Пикассо и Утрилло – это хорошо, но школа – очень важно! Она внимательно наблюдала за студентами, выделяя талантливых, особенно на старших курсах, когда уже было почти ясно: будет этот студент художником или нет».

Как художник Салькова заслужила известность прежде всего в качестве портретиста, создавшего целый ряд парадных и камерных портретов художников, музыкантов, искусствоведов, общественных деятелей, представителей науки. Среди них: народный артист РФ Леонард Гатов («Отец премьеры». 2001), заслуженный врач РФ Владимир Оноприев («Хирург века». 2001), художники: Григорий Булгаков, Надежда Калугина, Алексей  Паршков, искусствоведы: Григорий  Гиберт, Александра  Костигина. В своем творчестве она сохраняет романтическое мироощу­щение. Ее привлекают образы людей возвышенных, неординарных. Портретная репрезентация служит выявлению в человеке значимых качеств: интеллекта, достоинства, самоотверженности, раскрытию его духовного мира.

Другие любимые жанры художницы – пейзаж и цветочный натюрморт, в которых она передает свои чувства, восхищение красотой Природы. Излюбленные ее «натурщики» – ирисы, калина, пионы.

И после окончания преподавательской работы Салькова продолжает жизнь творческую, занималась организацией выставок, в том числе совместно со своими бывшими учениками. В жизни Нины Антоновны Стрижовой – директора художественной галерее «САНТАЛ» Ольга Александровна Салькова сыграла значительную роль. Нина Антоновна вспоминает: «Тогда, в 1992 году, я уже год работала руководителем «Инженерно-строительной компании «САНТАЛ», приспосабливаясь к постоянным экономическим и политическим переменам, происходившим в стране. Одним из видов деятельности нашего предприятия являлось изготовление металлоконструкций: металлических решёток, дверей, что было обусловлено  неспокойным временем. Нашим помощником в изготовлении эскизов стала Ольга Александровна Салькова. Так я впервые приехала в Художественный творческо-производственный комбинат на Северную, 510. Она знакомила меня с художниками, многие из которых знали знаменитую Академическую Дачу им. И.Е. Репина, место, где я родилась. Отношения наши сразу становились доверительными. Так выстраивалась связь с моей малой Родиной. Позднее началось сотрудничество с краснодарской организацией Союза художников России: изготавливали багетные рамы, помогали с организацией и проведением выставок. «Художественная галерея «САНТАЛ» родилась уже на основе приобретённого опыта. Так что в моей жизни О.А. Салькова стала той значительной вехой, которая открыла большие перспективы в мир искусства».

С теплотой вспоминают Салькову и ее однокурсники, и коллеги по работе. Николай Турков учился с ней вместе, они дружили. Сегодня он говорит о ней: «Легкий, коммуникабельный человек. Она – моя первая любовь».

Большинство учеников Ольги Александровны – это представители современной формации художников, сочетающих мастерство и традиции с экспериментами. Она сумела вдохновить на творчество таких разных людей! Сейчас они уже прошли значительную часть своей жизни в искусстве, состоялись как мастера, создавшие свой пластический язык, систему образов, философию, школу современного искусства Кубани. Многие успешно работают, других уже нет с нами, но память о них жива.

От имени всех учеников Ольги Александровны Сальковой Виталий Коробейников поздравил ее с новой выставкой, пожелал здоровья, успехов в работе: «Она всегда была для меня генератором новых идей, двигателем. Я благодарен ей во всем».

Член АИС Татьяна Соколинская