Встреча с участниками научно-художественной экспедиции «Русское наследие Гималаев. Продолжение Пути»

20 октября 2016 г.

Своими впечатлениями о путешествии, творческой и научной работе в Непале и Китае поделятся руководитель Краснодарского регионального отделения РГО Иван Чайка, заслуженный художник России, член РГО Сергей Дудко, член Союза художников России, член РГО Людмила Александрова, которые в сентябре месяце провели в Гималаях и Тибете экстремальный пленэр в альпинистских базовых лагерях высочайших гор Земли, написав с натуры этюды Эвереста, Чо-Ойю, Шиша-Пангмы, Лхоцзе, Макалу.

Цель кубанских художников – к 2019 году, когда будет отмечаться 180-летие выдающегося русского учёного и путешественника, исследователя Центральной Азии Николая Пржевальского и 145-летие со дня рождения великого русского живописца Николая Рериха впервые в мировой истории создать галерею художественных произведений «Великие горы мира («Букет вершин»), запечатлев с натуры все четырнадцать высочайших горных массивов, имеющих высоту более 8000 метров над уровнем моря.

ЗА ДАЛЬЮ ДАЛЬ, ЗА ВЫСОТОЮ ВЫСОТА
 

«Мы жили, ветер свистел в ушах,
Земля светилась в восторге,
Мы жили, мы делали первый шаг,
Завидуйте нам, потомки.»
И. Гаргуца

 

Зал «художественной галереи Сантал» в этот день был полон гостей. На встречу с участниками научно-художественной экспе-диции «Русское наследие Гималаев. Продолжение Пути», органи-зованной Русским географическим обществом пришли представи-тели министерства культуры края, журналисты, художники, писа-тели, студенты, да и просто те, для которых слово «горы» не пу-стой звук.
Вот они – герои нашего времени: руководитель Краснодар-ского регионального отделения РГО Иван Чайка, заслуженный ху-дожник России, член РГО Сергей Дудко, член Союза художников России, член РГО Людмила Александрова, в сентябре провели в Гималаях и на Тибете экстремальный пленэр в альпийских базовых лагерях высочайших гор Земли, написав с натуры этюды Эвереста, Чо-Ойю, Шиша-Пангмы, Лхоцзе, Макалу.
Сенсация взбудоражила город. Еще бы, наши земляки, крас-нодарские ребята оставили свой след в мировой истории, превра-тив мечту в реальность. Они положили начало грандиозному про-екту – созданию галереи художественных произведений «Великие горы мира» («Букет вершин»), запечатлев с натуры все четырна-дцать высочайших горных массивов, имеющих высоту более 8 000 метров над уровнем моря.

Своими впечатлениями поделился Иван Чайка. Во многом благодаря его инициативе и состоялась эта экспедиция.
Реализация имеющего культурно-историческую и патриоти-ческую значимость проекта стала возможной благодаря гранту Русского географического общества. Мы хотим напомнить миру о русских путешественниках, художниках, ученых, совершивших величайшие открытия, о вкладе русских людей в изучение и попу-ляризацию Гималаев, а также расположенных на этой территории государств. Цель кубанских художников – к 2019 г., а именно в год 180-летия выдающегося русского ученого и путешественника, исследователя Центральной Азии Николая Пржевальского и 145-летия со дня рождения русского живописца Николая Рериха, написать картины великих гор и представить экспозицию во всех мировых столицах. Эта экспедиция только начало большой рабо-ты, которую предстоит выполнить всем участникам: написать кар-тины, выпустить фильм, обработать собранные материалы, а глав-ное – популяризировать наследие русских путешественников. Лю-ди должны знать, что Непал открыл миру русский человек – Борис Лисаневич. В Непале у нас появилась возможность посетить его загородный дом, встретиться с потомками. Гомбожаб Цыбиков много работал в Тибете, Николай и Святослав Рерихи запечатлели красоту и таинственность горных вершин Азии. Об этом нужно говорить постоянно. В Краснодаре мы создаем штаб-квартиру Русского географического общества, а также выставочный центр, где планируем разместить будущую коллекцию восьмитысячни-ков.
После выступления Ивана Чайки из зала засыпали вопросами Сергея Дудко. Он самый старший из шести членов краснодарской команды, мастер спорта по горному туризму, 50 лет своей жизни посвятил этому виду спорта, имеет хорошую альпинистскую под-готовку, а еще Сергей Дудко заслуженный художник России, ма-стер экстремальных пленэров в горах.
И вот что он рассказал.

«Из Краснодара мы прилетели в Катманду, столицу Непала, где в апреле 2015 г. произошло страшное землетрясение», – начал он свой рассказ. «Много разрушений, по большей части невоспол-нимых (человеческие жизни, древние памятники). Что-то реста-врируется, восстанавливается, но очень медленно. А люди там за-мечательные, восхищает их дружелюбие. Они верят в реинкарна-цию (переселение душ) и считают, что все добродетели в этой зем-ной жизни зачтутся им, и в следующей жизни будет еще лучше. Здесь мы провели неделю, подготовка к высоте проходила в рай-оне Ланг-Танг, где мы с проводниками должны были подняться на высоту 4 000 метров. Эти дни стали для нас настоящим испытани-ем, почти подвигом. Дождь не прекращался, тропа превратилась в потоки воды и грязи. Дорогу освещали налобными фонариками, по ряду причин поднимались без первого ночлега. Устали беско-нечно, идти пришлось по гребню, а значит, была опасность со-рваться. Горные джунгли – это еще и всевозможные сюрпризы, вроде пиявок, которые живут на деревьях, ночью они нас бук-вально атаковали. Только на очередной высоте-привале мы смогли обследовать друг друга и снять с себя этих кровопийц. На высоте 4 100 метров была четвертая ночевка, высоту можно сказать «по-нюхали». Для уверенности уже без рюкзаков, налегке, поднялись еще на 500 метров. Вниз спустились за два дня. Так мы прошли ак-климатизацию, готовясь к Тибету, будучи уверены, что дождь в начале пути – добрый знак.

Из Катманду самолетом прилетели в столицу Тибета г. Лхаса. Высота 4 000 метров очень ощутима. Кислородная камера, в кото-рую потянулся поток пассажиров из самолета, нам не понадоби-лась, подготовка уже была в Непале. Тибет нас принял гостепри-имно, как и в 2000 г., когда я в качестве художника участвовал в экспедиции краснодарских альпинистов на Эверест. Но тогда это был совсем другой Тибет – настоящее средневековье: на главной площади Лхаса грязь, разрушения, местное население одето в ка-кие-то замысловатые шкуры. Сейчас это цивилизованный город: школы, больницы, роскошные дороги до самого подножия Эвере-ста. За 16 лет сделано так много – диву даешься! Китай вкладывает значительные средства в развитие Тибета, кругом идет строитель-ство.
Здесь и начинался наш пленэр, только пришлось еще поднять-ся до высоты 5 200 метров, взяв с собой для страховки кислород-ные баллоны, что по технике безопасности было просто необхо-димо. С перевала открывался вид на Пять великих гор. Они были так рядом, и мы смотрели друг на друга – горы вглядывались в нас, а мы изучали их. Ковер из невесомых облаков был выстлан под ногами. Я писал горы с величайшим наслаждением, чувство-вал, что они вырастают из неба, великие и непокоренные…  

 У альпинистов особенно уважительное отношение к горам, его можно определить словами одного из первовосходителей, со-провождавших группу на Эверест в 1953 г. Норгея Тенцинга, шерпа, гражданина Индии: „Альпинист относится к горе не как солдат-победитель, а как ребенок, забравшийся на колени матери“.
В горах понимаешь то, что невозможно понять внизу. Там, где земля соединяется с небом, нет места вражде и злобе, только чи-стота отношений. Пережив однажды эти минуты, их трудно за-быть. Когда мы собирались в экспедицию, одни советовали мне написать восьмитысячники зловещими, чтобы все знали, что вос-хождение трудно и опасно, чтобы горы вызывали уважение и тре-пет. Другие просили запечатлеть их красивыми, как радуга. У меня задача – объяснить людям, что восхождение – это подвиг, воспи-тание ответственности и мужества. Горы – особый мир, где симво-лом жизни являются воля и любовь.»

Единственная женщина в экспедиции – дочь Сергея Дудко Людмила Александрова отвечала на вопросы о наибольших труд-ностях в путешествии:
-Самое главное – принимать все как данность, потому что вы-бора нет. Когда ты вырван из зоны комфорта, уйти нельзя. У всех различное мировосприятие, разный возраст (34–68 лет). Высота действует и на физическое, и на психоэмоциональное состояние. Особый настрой на то, что участвовать в такой экспедиции – огромная удача, сглаживал сложные моменты. У меня был опыт восхождений, но он несравним с нынешним. Тибетское нагорье, высота 5 200 метров, – это бескрайность, широта, полное отсут-ствие растительности. Но вдруг, как божественный знак, на чистом горизонте появилась необыкновенно красивая радуга , двойная, яркая, и что-то в ней было таинственное, потому как облака пари-ли внизу.»
Людмила любит портретный жанр. Ее коллекция пополняется «людьми гор», и, возможно, это начинание даст импульс новым идеям.

Теплый вечер в художественной галерее «Сантал» подходил к завершению, но гости не хотели расходиться, оставаясь под впе-чатлением от рассказов. Столько красивых слов, светлых мыслей, высоких чувств было поведано участниками экспедиции, что вспомнились слова Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».
Это то, к чему всю жизнь стремился Н.К. Рерих. Нашим ху-дожникам посчастливилось привезти из Тибета в Краснодар мо-литвенное послание – лошадку, несущую огонь (графический ри-сунок размером 5 × 5 сантиметров на тончайшей бумаге). Такие изображения летят от монастыря, расположенного на высоком пе-ревале Тибета, к самым высоким вершинам гор, и очень редко их можно видеть на земле. Художники увидели добрый знак в том, что этот рисунок, прижатый к камню, лежал буквально у них под ногами, ведь он так похож на картину Н.К. Рериха «Конь счастья» 1933 г.
Одним словом, это своего рода благословение на начатое благородное дело.

Н.А. Стрижова