Все профессии важны

1.10.2023

в Краснодарской «Художественной галерее «САНТАЛ» проходит выставка сорока ведущих художников Кубани и Адыгеи ХХ – ХХI веков «Все профессии важны». В экспозицию вошли 40 живописных и графических произведений: исторические и жанровые композиции, портреты, индустриальные пейзажи, созданные членами Краснодарской краевой организации ВТОО «Союз художников России» и Республики Адыгеи за последние 70 лет.Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых», С 7 октября по 30 ноября 2023 года в рамках проекта АНО КПСОЦР Наследие поколений, поддержанного

Очередной социокультурный проект АНО КПСОЦР Наследие поколений снова в партнерстве с Художественной галереей «САНТАЛ» стремится к широкому охвату художественных тенденций и социокультурных идей ХХ -начала ХХI веков в СССР, современной России и на Кубани. Теперь речь идет о человеке, как его понимают кубанские художники, – это человек творческий, созидательный, реалист и романтик одновременно. Он способен ставить перед собой глобальные задачи по переустройству мира. И для этого нужен не только пассионарный задор, стремление к подвигам во имя процветания страны и родного края, но и глубокий профессионализм в своем деле, умение каждодневный, порой тяжелый, труд превращать в праздник.

Тема созидательного труда – это то новое, что появилось в русском и советском искусстве ХХ века. Эта тема становится одной из важнейших и в произведениях авторов Кубани и Адыгеи, которые создают целые серии картин, на которых изображены представители разных профессий, активно участвующих в преобразовании страны. Именно в то время человек труда становится главным героем художественных произведений, а художники выступают как свидетели и летописцы эпохи.   

ХХ век – это время перемен, перехода от старой сельской России к стране развитой, индустриальной. На выставке представлены работы, созданные во второй половине ХХ века, когда промышленное преобразование Краснодарского края привело к изменению ландшафтов, городской и сельской архитектуры, появлению новых профессий, которых прежде никогда не было.  Появились новые жанры, связанные с трудовой деятельностью человека, в частности индустриальный пейзаж, репрезентативные парадные групповые или лирические портреты представителей разных профессий. Всего представлено множество жанров: тематическая картина (историческая или жанровая), лирический портрет, героический портрет, групповой портрет представителей одной профессии, индустриальный пейзаж, интерьер с тематическим, а не декоративным натюрмортом. Часто жанровым сюжетам придается высокий символический смысл. В сельскохозяйственном регионе хлеб становится его главным символом, а большая часть картин, этюдов посвящена сельским профессиям и индустриальным пейзажам. Нет ни одной из профессий, которые были востребованы в кубанских страницах и поселках, чтобы они не были запечатлены на этюдах, а потом перенесены на большие холсты. Целые бригады членов Союза художников и молодежной секции Союза приезжали в колхозы, чтобы писать портреты колхозников – бригадиров, скотниц, доярок, трактористов и комбайнёров, пастухов и рыбаков.

Тема строительства нового мира имеет не только идеологический, но и буквальный смысл. Художники Кубани и Адыгеи изобразили на своих холстах почти все главные стройки второй половины ХХ века на Юге России. Главным героем их картин стал рабочий, который строил Краснодарское водохранилище, современные дороги, связывающие города и станицы в единое целое, новые микрорайоны в Краснодаре и других городах края, выполняя одну из важнейших общественных задач – обеспечить всех жителей Кубани отдельными квартирами. Рабочие на холстах наших художников варят сталь, водят большегрузные машины, трудятся у конвейеров на заводах и фабриках; они работают на сложных станках, пекут хлеб, шьют одежду, делают мебель…

Другим любимым героем, выполняющим важнейшие задачи современности, стал интеллигент – врач, учитель, инженер, писатель, художник. Почти все писали автопортреты, портреты однокурсников, друзей, коллег, любимых преподавателей художественного училища или художественно-графического факультета. В центре внимания живописцев и графиков образы людей, которые занимаются формированием духовных ценностей, без которых жизнь развитого общества невозможна.

Нельзя не отметить, что кардинально изменился в искусстве и литературе ХХ века образ женщины, которая во все века занимала в обществе роль жены и матери. Образ женщины-работницы, врача, актрисы, учительницы – это то новое, что появилось в искусстве ХХ века. Это говорит о торжестве феминизма и равенства с мужчиной. Кубанские художники часто сочетают профессиональные качества портретируемых и их женские прелести, красоту, человеческие черты – доброту, гордость, достоинство.

Большинство работ, представленных на выставке – реалистические, реже символические или близкие импрессионизму. Эстетика «сурового стиля» тоже продолжает развиваться в творчестве региональных художников и после того, как сам этот стиль уступил место постмодерну. В парадных портретах используется традиционная иконография, начавшая формироваться в эпоху раннего Возрождения и распространенная в классицизме и реализме ХIХ века. Заслуженный художник Республики Адыгея Амасьян П.Г. (1922-2001) представлен портретом «Витя -пастушок» (1958), сочетающим портретную репрезентацию с бытовыми чертами. Парадные портреты часто имеют качества «рассказа» о портретируемом: используются «говорящие» предметы. В данном случае – в руках у пастуха кнут, на заднем плане коровы. Витя-пастушок изображен по колено, твердо стоящий на земле, у него выразительное, открытое, красивое лицо. Он – уверенный в себе хозяин жизни.    Этюд «Колхозная бригада» (1964), написанный с натуры в быстрой широкой манере, имеет целью правдиво изобразить сельский индустриальный пейзаж. Композиция, близкая фотографии, доносит до нас образ кубанской станицы 1960-х годов.

Заслуженный художник РСФСР Булгаков Г. А (1916-2011) – один из тех авторов, которые обладали самым широким диапазонам творческих предпочтений, жанров, тем, образов.  В экспозицию вошли жанровые картины, герои которых – это рабочие и колхозники. Групповой парадный портрет комбайнеров («Комбайнеры». 1956.Картон, масло) продолжает в какой-то степени традицию европейских портретов членов той или иной гильдии. Разница в том, что краснодарский художник видит в них своеобразное «роевое» начало (по определению Льва Толстого). Для него важно подчеркнуть идею коллективизма, используя монументальные черты и в комбайнах, и в людях, сцепленных друг с другом. Булгаков часто обращается к самым эпохальным историческим событиям страны. Самой большой стройкой Краснодарского края было строительство Краснодарского моря – водохранилища, необходимого для выращивания риса и предотвращения затопления города в паводок. Этой теме посвящена картина «На перемычке Краснодарского моря» (1973-74. Холст, масло). Это эпическое полотно со сложной композицией, сочетающей традиционную классическую компоновку с аксонометрией, что придает холсту масштабный характер. Автор выбирает точку зрения летящей птицы, чтобы увидеть всю стройку целиком – с машинами, мостом, людьми, дорогой, рекой, которую человеку необходимо обуздать и покорить. Эта картина выходит за рамки простого реализма, в котором художник является только наблюдателем. Здесь просматриваются символические смыслы и послания о том, что нам не нужно ждать милости от природы.

Член Союза художников СССР, выпускник Московского художественного института им. Сурикова, по распределению приехавший в Майкоп Г.Т. Клюжин (1935-2016) сочетал традиционный реализм с чертами «сурового стиля». Практически все его творчество было посвящено теме созидательного труда простых людей («Будни на ферме».1988, «Скотницы».1983, «Строительство дороги на Лаго-Наки.1979, «Портрет героя социалистического труда Михаила Бородули»). Тематические картины и парадные портреты лишены пафоса, они подробно повествуют о будничной повседневной жизни людей, которые работают в поле, на ферме, строят дорогу в горах. В образах и красках он создает трудовую летопись Республики Адыгеи.

Заслуженный художник РФ, знаменитый краснодарский монументалист и автор исторических и жанровых полотен В.Ф. Папко (1939 г.р.) представил новую картину на тему истории строительства узкоколейки - крупнейшей горной железной дороги на территории СССР («Из прошлого Камышановой поляны». 2021.Холст, масло). Эта картина, как и многие произведения Папко, выходит за рамки бытового жанра и имеет широкий социокультурный, исторический и экологический аспекты. Камышанова поляна – самое высокое поселение в Апшеронском районе, где находится государственный природный комплексный заказник регионального значения. Это одно из самых красивых мест в Краснодарском крае, где растут уникальные субальпийские виды растений, есть источники с чистой водой. В каком-то смысле картина представляет собой своего рода призыв восстановить узкоколейную дорогу и построить новый участок. Хотя на первый взгляд кажется, что всё просто: рабочие едут по уже построенному участку, пасется белая лошадка и художники с мольбертами с трех сторон собираются запечатлеть вроде бы и не столь значительное, но историческое событие.

В.В. Лазебный (1955 г.р.) представил на выставку натюрморт «Хлеб» (2013.Холст, масло) – символическое произведение, в центре композиции которого четыре каравая, которые трансформируются на заднем плане в своеобразную дорогу, состоящую из скошенных снопов. Изображение хлебных караваев – любимая тема Р.И. Солуяновой (1914-1986) – родоначальницы кубанского сельского натюрморта, в котором образу главного символа Кубани принадлежит ведущая роль. На картине «Самообслуживание» из серии «Кубань изобильная» (1977.Холст, масло) изображено появление нового вида магазинов – супермаркетов, в которых покупатели сами могли взять хлеб или хлебобулочные изделия. Картина «Рыбсовхоз» (1971.Холст, масло) представляет собой излюбленную художницей композицию, когда она сочетает два жанра – пейзаж и натюрморт. Исключительно красивая живопись, динамичная и лирическая одновременно, своеобразные образы-метафоры, отсылающие зрителей к труду рыбаков и хлеборобов.

В.В. Кухно (1945-1974) известен сериями тематических картин, посвященных природе Кубани и жизни человека на земле. «Пора сенокоса» (1983. Холст, масло) и «Бухта моего детства» (1986.Холст, масло) – эти работы – родом из детства художника, который видит мир глазами ребенка, - мир, полный созидательного труда людей, работающих на земле и на море. Работы Кухно лирические, созерцательные. Персонажи сливаются с ландшафтом, образуя одно поэтическое целое.

Заслуженный деятель искусств Кубани, график С.П. Новгородова (1939 г.р.) представлена работой «Сталевары» (1978), для создания которой она избрала технику акварели. На листе изображен самый торжественный момент в работе сталевара, когда уже готовый металлический брус выходит на конвейер. Художница сознательно уменьшает динамику процесса работы. Это делается для того, чтобы придать образам сталеваров монументальное величие. Они словно святые на иконе принадлежат не конкретному времени, а пребывают в вечности.

Заслуженный художник Республики Адыгеи В.Д. Мехед (1924-1998) – мастер сельского пейзажа. В работе «Домашние хлопоты» (1967. Картон, масло) избирает простой и незамысловатый сельский мотив, связанный с женскими домашними хлопотами по дому. Хрупкая молодая женщина в домашнем халате выбежала из дома на заснеженный двор, чтобы повесить выстиранное белье. Мехеду удается передать и холод зимнего дня, и тепло домашнего очага, и по-своему героический женский труд.

Народный художник РСФСР В.К. Мордовин (1915-1982) в парадном портрете «Торжество социализма» (1970.Холст, масло) изображает знатную колхозницу, Героя Социалистического Труда. Работа написана по всем законам портретной репрезентации, когда в портретируемом подчеркиваются не частные, а общественно значимые качества. Героиня изображена босой, но с орденом героя труда на фоне колосящегося пшеничного поля, с колосками в одной вытянутой руке. Эта несколько неестественная поза придает фигуре монументальный характер, чем - то родственный скульптурным образам солдат Великой Отечественной войны или языческим богиням, связанным с землей тесными узами продолжения жизни.   

Ветеран Великой Отечественной войны, Заслуженный художник Республики Адыгеи Д.И. Мельников (1923-1999) с 1941 по 1945 годы служил в разведке. Потом жил и работал в Майкопе. Большинство его работ так или иначе были посвящены теме труда.  «Портрет косаря» (1965. Картон масло) – это жанровая реалистическая работа, немного сентиментальная, лирическая. В ней нет ничего пафосного, героического. Пожилой косарь, сидя на скамье, точит свою косу. Простой сюжет, рассказанный простым языком. Но здесь есть внутренний, глубокий смысл. Художник создает образ, за которым чувствуется история народа-труженика и народа-победителя. Косарь одет в старую солдатскую форму, на его ногах военные кирзовые сапоги. Судя по его возрасту, он уже давно вернулся с фронта, но для работы надевает ее, видимо, как более удобную. Но мы понимаем это как связь двух времен: 1960-х годов, когда написана работа, и первой половины 1940 – х, память о которых живет в сердце старого солдата.  

На рубеже двух эпох, в 1990 году, заслуженный художник РФ А.М. Зайцев написал натюрморт-картину «Святая Русь», которая является знаковой и для самого художника, и для большинства зрителей. Внешне реалистическая, написанная с использованием лессировочной техники старых мастеров эпохи Возрождения, она по содержанию содержит в себе символический смысл, который требует расшифровки. Сам автор считает свое направление скорее классицизмом, генерирующим основные социально-политические идеи времени. Репрезентативность – основной стилевой прием картины, которая только внешне выглядит как натюрморт. Автора волнует атмосфера кризиса, которая сложилась в СССР в то время. И он ищет точку опоры, следуя которой возможно сделать прорыв в будущее. И она оказывается в историческом прошлом – эпохе Николая I, когда была сформулирована триада: самодержавие, православие и народность, сформулированная Министром народного просвещение графом С.С. Уваровым. На переднем плане художник изображает все атрибуты русских воинов – от 13 до 16 века (пищали, мушкеты, стрелы) и царские регалии: шапку, скипетр, державу. Из скрепляют православные иконы с главой святого воинства Ангелов архангелом Михаилом.  На заднем плане мы видим доспехи русских воинов, которые под предводительством Александра Невского били крестоносцев в различных сражениях, освобождали Москву от поляков.   Смыслы и послания картины заключаются в прославлении русского воинства, надежно защищающего рубежи России. Это именно та профессия, без которой не может существовать держава.

Ю.Н. Пономаренко (1951 г.р.) в своих жанровых работах склонен к легкому юмору («Рыба». 1996. Холст, масло) и метафорам. Его интересуют трудовые будни, повседневная жизнь людей. Странник по России, художник писал самые разнообразные ландшафты страны: Кубань, Байкал, Русский Север, среднюю полосу России. Его интересовала жизнь и работа самых разных людей. На картине «Рыба» — это история из жизни байкальских рыбаков, которые вынуждены по погодным условиям находиться на берегу и играть в домино. При этом два рыболовецких судна стоят на приколе у берега. Один из рыбаков смотрит на небо в надежде увидеть там спасительное изменение погоды, другой, отвернувшись, как бы говорит: «И нечего смотреть. И так ясно, что ловли не будет». Пономаренко использует графический язык, позволяющий приводить изображение к плоскости, чтобы образы были более выразительные и ироничные.

Живописец из Тихорецка С.А. Саидов (1938 г.р.) известен своими портретами скаковых лошадей и жокеев. На выставке представлена работа «Механизатор» (1970.Холст, масло), в значительной степени написанная под влиянием «сурового стиля», героизирующего человека труда. Портрет написан широко, художник не жалеет краски, чтобы усилить впечатление от обветренного лица, загорелых щек, растрепанных на ветре волос. И весь образ суровый, сильный, кряжистый, крепко стоящий на земле. В каком-то смысле это парадный портрет, хотя присутствуют все приметы бытового жанра. Образ очень выразительный, запоминающийся, яркий.

1960-1970 – е годы в СССР было время широкомасштабного строительства современных зданий, отдельных квартир. Художники часто откликались на эту тему, поскольку она позволяла создавать эпические полотна, многофигурные композиции, сложные композиционные решения, выразительные ракурсы. Среди них художница   С.М. Скорина («Новый район пятилетки». 1974-75, Холст, масло), которая представлена по -своему летописным полотном, на котором кипит работа по строительству очередного микрорайона. Здесь мы видим и разбитую грузовиками дорогу на переднем плане, и группу инженеров и прорабов, которые спорят о чем-то, глядя на зрителя. И все это фланкируется высокими недостроенными многоэтажными домами, в которых очень скоро закипит жизнь.

Заслуженный работник культуры РСФСР, участник Великой Отечественной войны, И.Я. Коновалов (1919-2013) известен как книжный график, плакатист и живописец. Парный портрет «Старики – хлеборобы», выполненный в 1993 году в технике гуаши на картоне, — это ностальгия художника по своей молодости, по тому времени, когда он вместе со своими друзьями и коллегами ездил по кубанским станицам и писал портреты передовиков сельского хозяйства. Здесь на картине мы видим уже сильно состарившихся, возможно, передовиков или тех, кто звезд с неба не хватал, а всю жизнь тянул непростую лямку колхозника – хлебороба. Они прожили трудную жизнь, но сохранили любовь, согласие и уважение друг к другу. 

Заслуженный художник РФ А.А. Паршков – мастер лиро-эпического жанра, создатель многочисленных картин из жизни станицы Старокорсунской. Автор игнорирует все новации, которые принес в жизнь людей научно-технический прогресс. У него нет никаких примет индустриальных пейзажей, тракторов и комбайнов. Он пишет жизнь человека на земле, его труд, отдых, любовь, семью. Вместе с художником мы погружаемся в быт и бытие жителей славянского юга.  Персонажи картин живут в саманных или турлучных хатах, они косят сено косой, убирают пшеницу без всяких комбайнов, пасут коров и доят их без доильных аппаратов. Паршков пишет с натуры или по воображению своих современников: друзей, родственников, соседей, но в них практически нет примет исторического времени. Они погружены во время мифологическое, в котором земледелец связан с землей прочными узами любви. По вечерам семья собирается под деревом – символом вечной жизни - и ведут неспешные разговоры о видах на урожай, дожде и засухе, продолжая тот ритм жизни, который складывался столетиями у любой земледельческой цивилизации («Полдник». 1993.Холст, масло).

Живописец и график, заслуженный художник РФ С.В. Дудко (1948-2019) – из тех авторов, для которых романтика и романтизм – это две стороны одной медали. В юности увлекшись образами революционеров («Первые». 1985. Бумага, темпера), альпинизмом и горным туризмом, он перенес свои юношеские увлечения в область романтической эстетики. Работа «Первые» — это групповой портрет революционеров, среди которых Феликс Дзержинский, расположенный в центре композиции. Это парадный портрет, на который повлияла эстетика нового вида искусства – фотографии. Дудко также известен как автор акварельной серии натюрмортов, на которых он изображает оборудование для работы горных спасателей, туристов и альпинистов. Его всегда привлекала работа экстремальная, и в последующих, уже живописных, сериях горных пейзажей он изображал исключительно высокогорье, где заканчивается жизнь людей, животных и растений, а начинается настоящая мужская работа спасателя, альпиниста, исследующего пределы человеческой выносливости.

Кубань – это место, где еще тысячи лет назад жили разные народы (меоты, половцы, скифы), поэтому такая, казалось бы, редкая профессия, как археолог, чрезвычайно важна для формирования у людей причастности к истории страны. История и археология, а еще мореплавание и судоходство – любимые профессии Е.Е. Казицына (1950 г.р.), который реализует свои исторические и археологические изыскания на холстах. Так в работе «Успокоенный меч» (2012. Холст, см. техника) мы видим раскопанный древний курган. Среди археологических находок – большой, хорошо сохранившийся меч, древние монеты, керамика, несущие в себе память о прошлом Кубани.  

Кому не известна «профессия» дачника? Кто из горожан, не знакомых с сельским хозяйством, не впрягался в ярмо этого многолетнего труда, усовершенствуя свои шесть соток как маленькую Вселенную. Именно этой «профессии» посвятил сотни картин и пейзажей М.В. Архангельский (1937-2006). В одной из них он изобразил уголок своей дачи в районе Большого Сочи («Весенний мотив».1988. Холст, масло). Это было время, когда художник только начинал обустройство дачного участка и строительство дома, поэтому на переднем плане три топора, воткнутые в пенек, и пустая ванна, в которой на дачах месили цементные растворы. Все предвкушает длительное и тяжелое строительство. И только дивный колорит картины свидетельствует о гармонии и красоте ландшафта в горах Черноморского побережья.

Как бы ни было много работ, посвященных образам рабочих и колхозников, врачей и учителей и даже археологов, но есть профессия, которую художники знали как бы изнутри, понимали ее природу, ее сложности и проблемы – это работа живописца, графика, скульптора, мастера декоративно-прикладного искусства. После специальности охотников и собирателей ремесло художника-монументалиста и скульптора является самой древней профессией, донесшей до нас из глубины веков наскальные изображения животных и мелкую пластику палеолитических Венер. Заслуженный деятель искусств Кубани Куземка А.Н. (1947 г.р.) представлен жанрово - исторической работой «Скульптурный цех» (2013. Холст, масло), на которой работа скульпторов или монументалистов, увиденная как бы со стороны, чем-то напоминает труд рабочего в огромном цехе, в котором рождаются сложные механизмы, станки, приборы. Та же мысль и в работе Филиппенко П.Д. «Трудяга» (1991.Холст, масло), хотя на ней изображен всего один человек. Это живописец, который после работы на пленэре с огромным этюдником возвращается в Дом творчества «Академическая дача. Чтобы создать это образ, Филиппенко не нужно было долго наблюдать за своим героем, потому что это герой – он сам, бредущий из леса с законченным этюдом. А А.Д. Клименко (1940 г.р.) выбрал для себя тему ремонта в мастерской, хотя самого ремонта мы не видим («В мастерской ремонт». 2000. ДВП, масло). Художник изображает свои разноцветные холсты, расставленные во дворе в зимний день. Игра цвета на белом снегу и синем небе рождает мажорное настроение. Художник словно говорит, что задача искусства радовать зрителя, вносить гармонию в его жизнь.

Изображая людей определенных профессий, художники создают летопись Кубани за последние 70 лет. Средствами изобразительного искусства они творят историю страны и ее современности. Проект «Все профессии важны» также направлен на возвращение уважения современной молодежи к рабочим профессиям и специальностям среднего звена. Это происходит не только за счет романтизации образа трудового человека в культуре и искусстве, но и представления информации о данных профессиях, что неизбежно вызовет интерес к ним со стороны не только школьников, но и людей старшего возраста. Формирование чувства гордости за своею профессию, осознание нужности ее в обществе, уверенность в правильности своего профессионального выбора – вот те качества, которые формируются у молодежи под влиянием искусства.

Искусствовед, член АИС Соколинская Т.И.