Время и судьба

15 - 30 сентября

 Время и судьба    
 Живопись Валерия Кухно  (1945-1998 гг.)  
        
 

С 15 по 30 сентября в Художественной галерее «Сантал» в рамках выставочно-просветительского проекта «Память» проходит персональная выставка члена Союза художников СССР Валерия Кухно (1945-1998г.г.), посвященная 70-летию со дня рождения художника.
         

На выставке  представлено 17 тематических картин  из коллекции  Николая  Видякина.  Это работы  середины 1980-х годов – произведения зрелые, в которых не только тема, но и язык стал носителем  философского и социокультурного содержания.

 

 

 

Выставка  «Время и судьба» предоставляет возможность краснодарскому зрителю познакомиться с творчеством художника, которого 17 лет нет с нами, а собратьям по цеху почтить память о нем. Художник прожил недолгую, но наполненную творческую жизнь.
Родился Валерий Кухно 20 сентября 1945 года  в Армавире. Мать одна поднимала детей (у него был брат - близнец  Геннадий). Отца не дождались с фронта. Детство было, как у всех мальчишек: школа, армия. Служил Валерий в Новочеркасске, в десантных войсках ВДВ радистом. В этой же части разведчиком служил Василий Монастырный,  ныне  заслуженный художник России. Армейская дружба продолжалась в стенах Краснодарского художественного училища, куда Валерий поступил по завершении  службы, и в 1972 г окончил. Работал в художественных мастерских г. Ейска (филиал Краснодарского художественного комбината),   потом  переехал в Краснодар,  и вся творческая биография уже связана с этим городом. Уже в 1973 году он принимает участия в  выставках, а с 1982 года становится членом Союза художников СССР.
Кухно много работал в Домах творчества «Академическая дача» и «Горячий Ключ», выезжал на пленэры в Новороссийск,  Ейск,  Джубгу,  Хадыженск,  Кутаис.    По числу Всероссийских выставок он побил все рекорды среди художников Кубани. Его работы закупались  министерством культуры  РСФСР, они хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко, в частных собраниях в  России  и за рубежом.

Сейчас, по прошествии  времени, мы вспоминаем Валерия Кухно,  художника и человека,   по его работам, по рассказам окружавших его людей.  С художником Вячеславам Павлюком они вместе работали на комбинате, ездили в командировки по краю, занимались оформительскими работами. Заезжали в Хадыженск, куда семья Кухно приехала из Армавира, но теплоты в этом доме Валерий не находил.
В 1990 –м  году, когда в Художественном комбинате не было заказов, Валерий вместе с братом Геннадием строили дом   Павлюку, брались за любую работу: клали кирпич, месили раствор. Несмотря на внешнюю похожесть, характеры братьев были совершенно разные, объединяла общая замкнутость. В разговорах никогда не вспоминали о доме, о матери, которая вскоре после их рождения вышла замуж, родила дочь, рано ушла из жизни. С отчимом были постоянные  распри по поводу жилья. Валерий уже постоянно находился в Краснодаре, брат часто приезжал к нему, пока не уехал в Москву, где занялся бизнесом.

Валерий Кухно растворялся в творчестве, не задумываясь о налаживании быта, создании семьи. Любил компании, выпивал, умел шутить, порой оказывался без денег после затяжных встреч со случайными знакомыми.   Художники вспоминают его как человека доверчивого и беззащитного.  Им всегда хотелось чем-то помочь ему, накормить.    Россия стала главным героем произведений Кухно, который при всем своем реализме не был документалистом и «фотографом».   Он создал образ лирический, женский, печальный. Его картины поэтизируют обыденную жизнь простых людей, какая-то непреодолимая печаль чувствуется во всем: в лицах людей, в скромных одеждах, в строениях, нуждающихся в ремонте, в поржавевших кораблях.  Состояние напряженности и постоянные сумерки, когда люди работают от зари до зари, как говорят: «не видя света белого». 

Он писал судьбу России, а вместе с тем и свою трагическую судьбу. Его считают замечательным  колористом. Искусствовед, историк искусства И.Д.Май как-то сказала: «Рукою настоящего художника управляет Бог». Кто управлял кистью такого загадочного  и противоречивого человека и художника В. Кухно?  Будучи одиноким, он много работ посвятил теме сельской свадьбы, где  в его темную палитру входит светлый тон (фата и платье невесты): «Послевоенная свадьба»,  «Деревенская свадьба».  В его жизни все было так перемешано,  что даже в палитре красок он не считал нужным использовать чистые цвета на холсте и лессировкой добиваться нужной тональности.
Кто знает, может использование фузы (остатки краски на палитре), которую он собирал у друзей художников и есть ответ на многие вопросы. Над ним шутили, а он всегда без обид отвечал: «Вы не понимаете, а я знаю!». Что знал Валерий Кухно – это его тайна, которую он унес с собой.