Свидетели эпохи

24.09.2023

С 27 сентября по 23 декабря 2023 года в рамках проекта АНО КПСОЦР Наследие поколений, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, в Краснодарской «Художественной галерее «САНТАЛ» проходит выставка сорока ведущих художников Кубани и Адыгеи ХХ – ХХI веков «Свидетели эпохи». В экспозицию вошли 40 живописных и графических произведений: исторические и жанровые композиции, портреты, натюрморты, пейзажи, созданные членами Краснодарской краевой организации ВТОО «Союз художников России» и Республики Адыгеи за последние 80 лет. Торжественное открытие выставки состоится в Художественной галерее «САНТАЛ» 27 сентября 2023 года в 15.00.

«Свидетели эпохи» – это масштабный художественный проект, который объединяет авторов, способных создавать эпические или философские произведения, в которых запечатлена история нашей страны на протяжении столетия. В картинах мастеров Кубани и Адыгеи мы видим жизнь людей нескольких поколений: их героические свершения в труде и во время Великой Отечественной войны, будни и праздники, их счастье и горе. Мы также видим южные ландшафты – степи, горы и море, пейзажи средней полосы России, дальнего Севера и Сибири, городские и сельские виды. С вниманием вглядываемся мы в лица тружеников полей, рабочих, интеллигенции, детей в лирических или парадных портретах. С любопытством и удовольствием разглядываем предметы интерьера, быта, сельскую и городскую утварь ушедшей эпохи, а цветочные букеты оживают на холстах многочисленных натюрмортов. Не только эпос, но и лирика свидетельствует о жизни нашего народа, обогащая репрезентативную иконографию сложностью и неоднозначностью своей частной жизни.

Произведения художников, вошедших в проект, созданы в разное время, они работали или работают в разных жанрах, техниках, но в них, как правило, есть верность реалистической эстетике, позволяющей правдиво отражать исторические, бытовые и культурные приметы времени.

Всех участников выставки можно разделить на три возрастные группы: первая – это участники или свидетели Великой Отечественной войны, вторая – рожденные в конце 1930-х годов и третья – конце 1940-х – 1950-х. У всех – славная биография и в жизни, и в творчестве. Они жили и живут в сложные, но интересные времена, когда сама эпоха всегда давала повод для реализации своего таланта, возможность проявить патриотические чувства, нравственные императивы, стать летописцами своего времени и страны. Большое значение для становления художников сыграла система Домов творчества, где живописцы или графики жили, работали, общались. Такие организации были на Байкале, в Горячем ключе, в Вышнем Волочке. Их значение для развития изобразительного искусства СССР трудно переоценить. Пребывание в Домах творчества давало художникам осознание причастности к Родине, огромной стране, ее природе, культуре, народной жизни.

Старейшая художница Раиса Ивановна Солуянова (1914 – 1986), родившаяся еще в Екатеринодаре, – родоначальница кубанского сельского натюрморта, мастер портретов, в которых присутствуют типажи времени, типические характеры с типических обстоятельств. Образ женщины, для которой война уже окончилась, но не окончилось горе («Воспоминания», 1945), волнует ее лично, как женщину, человека и художника

Творческая жизнь заслуженного художника РФ, участника Великой Отечественной войны Г.А. Булгакова (1916 – 2011) посвящена жанру тематической картины исторического, героического и бытового содержания. Писал он и портреты – парадные и камерные, пейзажи Дальнего Востока и Прибалтики, средней полосы, Русского Севера и Краснодарского края. Булгаков – автор одной из самых знаменитых исторических картин: «Колумб российский. Г. И. Шелихов на Дальнем Востоке» (1957). Она посвящена выдающемуся русскому путешественнику, мореплавателю второй половины ХVIII века, основавшему первые поселения в Северной Америке (из собрания Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко). На выставке представлены тематические этюды художника 1960 – 1970 – х годов: «Трудовой Енисей», «Сталевары за работой», «Порт Дудинка», «Краснодарская ТЭЦ».

Большими историческими и героическими картинами представлен младший современник Булгакова заслуженный художник РФ Василий Васильевич Монастырный (1946 – 2017), прославившейся монументальным полотном «Переселение казаков на Кубань» (из собрания Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко). Последние двадцать лет творческой жизни мастера главными его темами стали иллюстрации Евангелия («Голгофа».2008) и обличение негативных социальных проблем современной России.

Тонкие, лирические пейзажи заслуженного художника Республики Адыгеи Владимира Михайловича Мехеда (1924 – 1998) имеют, как правило, камерный характер («Городской пейзаж», 1980, «Домашние хлопоты», 1967). Его интересует природа и повседневная жизнь простого человека. Он быт понимает как бытие и видит красоту в повседневности. Горные пейзажи художника скорее романтические, чем реалистические. В течение своей творческой жизни майкопский живописец выходил на пленэр в любое время года, стремился написать все уголки родной Адыгеи, угадывая настроение ускользающей природы.

Пётр Денисович Филиппенко (1926 – 2019), заслуженный художник Республики Адыгеи, окончив Краснодарское художественное училище, жил и работал в Майкопе, где прославился как мастер тематической картины и портрета. На картине «Ликбез» (1972) мы видим, как во время обеденного перерыва неграмотные колхозники осваивают азы счета, чтения и письма. Художник сохранил для потомков исторические факты, о которых молодое поколение уже не может помнить.

Майкопский живописец Геннадий Тимофеевич Клюжин (1935 – 2016), заслуженный художник Республики Адыгеи – автор жанровых работ, наиболее ярко характеризующих его эпоху. Любимая тема художника – семья, дом и домашние хлопоты (Купание (воспоминание о матери) 1970 – 1985., «Письмо», 1970), труд и трудовые будни простых людей. («Строительство дороги на Лаго-Наки», 1979).

Книжный график, плакатист и живописец, участник Великой Отечественной войны И.Я. Коновалов (1919 – 2013) в позднем творчестве сочетает язык реализма с элементами символизма. В живописной работе «Окопные сны», посвященной Великой Отечественной войне (1970), он создает образы солдат, спящих на земле, под засыпающим их снегом. Атмосферу сна создает преимущественно синий цвет, уносящий персонажей из реальности в мечту. Одному из них снится мама, похожая на Богоматерь с нимбом вокруг головы. Коновалов во многих своих картинах сочетает поздний суровый стиль с элементами иконы и фрески («Вышли из окружения»), это придает его творчеству торжественный, величественный, эпический характер.

Мастер исторических картин, краснодарский художник Иван Ильич Захарова (1936-2019) досконально исследовал факты и сведения достоверных источников по выбранной для своего произведения тематике, в своём творчестве мастер всегда стремился соблюсти историческую правду. На выставке представлена его работа, посвященная времени Великой Отечественной войны («Привал». 2017). На переднем плане изображены казаки в бурках со своими боевыми лошадьми, за ними танкисты и пехота в зимних маскхалатах, на заднем плане танки. Бойцы остановились для короткого отдыха, возможно во время маршброска или для обсуждения боевых задач.

Майкопский живописец Павел Григорьевич Амасьян (1922 – 2001), заслуженный художник Республики Адыгеи, сочетает пейзаж с жанром. Его марины, горные ландшафты, сельские виды населены людьми, стадами баранов, индюков. В них всегда идет жизнь деятельная, лишенная созерцания. Он пишет парадные портреты кораблей-тружеников в Новороссийском порту, море гордых индюков на птицеферме, стада овец на фоне Кавказских гор. Даже на пляже в Анапе курортники выглядят энергичными и подтянутыми. Сохраняя свежесть пленэра, живописец все же стремится написать пейзаж-картину, отражающую ритм трудового героизма и энтузиазм, присущий людям 1960 –1970 – х годов.

Близок Амасьяну краснодарец Василий Ильич Бирюков (1918 – 2010), для которого тоже было важно правдиво передать реалии окружающей жизни. Те же качества присутствуют и в портретах, в которых подчеркиваются социальные характеристики – ветеран труда, сестра-хозяйка «Академической дачи». Бирюков, как и многие другие, работал в Домах творчества «Горячий Ключ» и «Академическая дача им. И.Е. Репина», и здесь он помимо пейзажей писал жанровые картины и портреты.

Владимир Валентинович Зуботыкина (1933 – 2010) также бывал на Академичке. Его работа «Сенокос», 1980 года написана именно в окрестностях Академической дачи. В то время сенокос был неотъемлемой частью сельской жизни. В каждой крестьянской семье был домашний скот: коровы, свиньи, овцы, козы. И в летние месяцы вся семья была занята заготовкой для них сена. Мужчины косили траву, женщины и дети были заняты сушкой. Летом в деревне работы хватало на всех.

Заслуженный художник РФ Валентин Федорович Папко (1939) прославился в 1970 – 1980 годы героическими картинами из истории молодой советской власти, монументальными панно, мозаиками на Краснодарском Доме книги, в Тимашевском музее семьи Степановых. После десятилетнего перерыва в 1990–е годы он возвратился к большой тематической, бытовой или героической картине. В центре внимания триптиха «Жернова перестройки» (2015) – обманутый народ, перемолотый трагическими событиями последних тридцати лет. Последние годы любимыми героями Папко стали старики, которые больше других пострадали от социальных изменений последнего времени. В картине «Ушедшее лето» – исключительно красивой по живописи- изображен старик с всклокоченной бородой, чем-то похожий на Льва Толстого в старости. Он сидит в хате, рядом с развешенной для сушки кукурузой, погруженный в раздумья о прожитой жизни. Из двух больших окон льется свет, освещая комнату и старика. Прием контражура придает этой сцене родство с иконой или фреской.  

Николай Петрович Турков (1932) – художник по духу возрожденческий, мастер живописи, графики, монументального и декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены декоративное панно в технике дерева, эскизы витражей, фарфор, графика. В 1960–е годы Турков работал мастером участка на Фарфоро-фаянсовом заводе «Чайка». Он был из тех, кто создавал кубанский, предельно декоративный стиль (в 1960–1970 – е годы) в фарфоре и фаянсе.

Юрий Николаевич Пономаренко (1951) в своих работах создал образ мира, в котором тесно переплетаются личное и общественное. Он представил на выставке одну из своих знаковых картин «Пригубим домашнего за Победу», написанную в 2005 году. Во время работы в Доме творчества СХ в Горячем ключе 9 мая он увидел сцену на улице: ветеран Великой Отечественной войны сидел на лавочке возле своего дома и предлагал всем прохожим выпить красного вина. Эта история так потрясла художника, что он написал картину, в которой воплотил черты не только незнакомого человека, но и своего отца, который служил артиллеристом на Ленинградском фронте.

Николай Леопольдович Райбац (1953) представлен парадным портретом отца («Портрет отца». 1980), в котором он совмещает прошлое и настоящее. Художник изображает отца в своей мастерской, главном месте жизни и творчества. Пожилой человек со сложной судьбой окружен разнообразными атрибутами художественной деятельности. Он погружен в себя, в воспоминания о молодости. Картина заряжена высокой степенью эмоциональности, и это передается зрителям.

Степенью погружения в историческое прошлое России ХХ века портрет Райбаца чем-то близок портретам родителей Владимира Степановича Яковлева (1948), который через портрет отца («В его жизни была война». 2010) раскрывает судьбу страны. Яковлев создает портреты – характеристики. Глядя на них, возникают самые широкие ассоциации об их трагической молодости, совпавшей с Великой Отечественной войной.

Живописец Валерий Валентинович Кухно (1945 – 1998) – автор многочисленных многофигурных композиций, на которых он изображает простых людей: колхозников, рыбаков. Причем он не отделяет главных персонажей от второстепенных, а подчеркивает своего рода хоровое начало народной жизни («Первое собрание колхоза.1987, «Свадьба у рыбаков», 1986).  Если в области композиции, темы и сюжета он остается реалистом, то в области технологии склонен экспериментировать, соединяя масляную живопись с различными нетрадиционными добавками.

Заслуженный художник РФ, мастер реалистических и фантастических картин из жизни кубанских казаков Сергей Дмитриевич Воржев (1950 – 2023) на выставке представлен ранней работой «Петровский канал» (1983). Это было время поисков и в области языка (он осваивал живописный язык старых мастеров эпохи Северного Возрождения), и в области тем и сюжетов. Если последние годы его жизни посвящены преимущественно своей малой родине – станице Варениковской, то в молодости он писал пейзажи средней полосы России, восхищаясь красотой деревянных изб, низкого сурового неба.

Сибиряк, в молодости окончивший мореходное училище, Евгений Евгеньевич Казицын (1950) успел поработать рулевым мотористом на Енисее. Много лет живя и работая на Кубани, он сохранил любовь к Сибири, ее просторам и сильным людям. Работа «Виды на урожай картошки» (2013) – это, по мнению самого художника, – «метафора: если у русского человека картошка уродилась, то его ждет сытный год: еда для людей и животных и немного на самогон для радости».

Майкопский художник Борис Иванович Воронкин (1941) любит разные жанры, но в них он сохраняет черты картинности, композиционной классической целостности («О отцом», 2005). В пейзажах часто создается картина мира, а не часть ландшафта, в портретах (даже если это не парадные, а вполне камерные работы) присутствуют черты историзма. В автопортрете «С отцом» (2005) Воронкин изображает себя на Красной площади с фотографией отца на груди. Он таким образом участвует в акции «Бессмертный полк», которая проходит по всей стране 9 мая.

Владимир Тимофеевич Андрющенко (1953) – мастер натюрморта-картины и пейзажа-картины, в которых всегда присутствует образ человека, нашего современника. Через предметы интерьера или архитектуру художник передает нравственное нарративы, которые служат точкой опоры. Художник поэтизирует и улицы старого города, и бытовые предметы, окружающие человека в его повседневной жизни («Краснодарский дворик».1994). И во всем он стремится передать гармонизующее влияние людей на окружающий мир.

Язык графических произведений в отличие от живописного отличается в сторону усиления концептуальности, метафоричности, экспериментальности. Графики более свободны в освоении пластических новаций ХХ века. Язык плаката, кинематографа влияют на станковые графические листы в технике офорта, линогравюры, литографии. И только акварель остается традиционной – хранительницей языка чувств, впечатлений, ощущений. Среди акварелей – «День победы» (1980) Михаила Валентиновича Архангельского (1937 – 2006), для которого важна память сердца, живое чувство. Он изображает сцену в интерьере мастерской: на мольберте висит шинель деда, его шапка-буденовка, старые сапоги. За счет растянутых по тону монохромных сочетаний возникает лирическая поэма о революции и гражданской войне. Совсем иначе эту тему переживает Светлана Петровна Новгородова в полиптихе «Крымский комбинат», где используется монтаж, сочетающей стиль плаката с православной иконой. Это позволяет создать летопись Крымского комбината – от его основания на заре становления СССР.

Владимир Павлович Солодовник прославлен на Кубани как мастер офорта, главной темой которого является природа, экология и жизнь человека на земле («Трудный рис». 1986., Бум., офорт). Он практически единственный последовательный анималист, создавший серию образов диких животных и рыб, распространенных на Кубани или уже вошедших в Красную книгу. Чем-то близки производственной теме Солодовника линогравюры Сергей Владимирович Савенко (1930-2010), к примеру «Рыбаки», которая посвящена нелегкому труду рыбаков, которые ловят рыбу в Черном море. Савенко также работал в жанрах импрессионистических и реалистических пейзажей, писал сельские ландшафты и портреты.

С середины 1980-х годов среди краснодарских графиков возникает интерес к более глубокому, философскому осмыслению истории России. Это характерно для книжной и станковой графики Олега Мстиславовича Гаврилова («Ибо не знается ни дня, ни часа». 1988. Цветная гравюра»). А многочисленные серии ведут (городских пейзажей) Ольги Валерьевны Беднаржик, посвященных Екатеринодару-Краснодару в технике цветной гравюре на пластике, офорта, монотипии представляют собой своего рода Библию нашего города, которая требует долгого и творческого осмысления. 

Много лет работал в технике литографии Алексей Андреевич Паршков (1947), который в своих ранних графических произведениях 1970 – 1980-годов, обратившись к образу сельской Кубани, создает свой миф о Золотом веке, который развивает в дальнейшем в живописных произведениях. Главные темы его работ – это семья, мужчина и женщина, дети, природа Кубани («Полдник». 1993.Холст, масло). А.А. Паршков переносит житейские эпизоды быта жителей станицы Корсунской в область символов, древних славянских архетипов.

Особенностью творчества представленных художников является верность народному духу. Практически о каждом можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Какие бы темы не избирали художники для своих картин – от исторических до бытовых, в каких видах или жанрах не работали, они, каждый по-своему, создают языком пластики и цвета летопись своей страны – вечную книгу для потомков. В этой книге запечатлена бессмертная память о наших отцах и дедах, которые имеют полное право остаться на страницах истории. «Добрым молодцам урок» – эти классические строки, написанные для грядущих поколений, как нельзя лучше отражают основной посыл выставки «Свидетели эпохи» и творческую концепцию одноименного проекта. В рамках выставки для молодежи Краснодарского края пройдут уроки памяти на основе живописной летописи страны, которую писали те, кто были не только очевидцами важнейших событий новейшей истории нашего Отечества, но и сами творили историю.

Член АИС Татьяна Соколинская