«Судьба поколений». Выставочно-просветительский проект «Память»

12 мая -19 июня

Потомок запорожских казаков, Сергей Владимирович Савенко родился 26 июня 1930г. на станции Сосыка 1, Павловского района, Краснодарского края в семье работников железнодорожного транспорта. С 1936г. жил в г.Тихорецке, здесь окончил школу, и в 1949 году поступил в Краснодарское художественное училище. После его окончания, в 1953г. был направлен военкоматом в Харьковское военное авиационное училище связи, затем с 1956 по 1965 год служил в ракетных войсках в Латвии, Грузии, на Урале. Вернувшись на Кубань после увольнения в запас, работал в Краснодарском художественном комбинате, с 1967 года участвовал в городских, краевых, региональных и всесоюзных выставках.

В роду Сергея Савенко было много художников: это были иконописцы, художники-оформители, живописцы. Один из них – по отцовской линии- эмигрировал из России и умер в Париже.  Это во многом повлияло на выбор профессии.  Он начал работать на исходе хрущевской «Оттепели», когда на смену монументально-эпической эстетике пришло искусство, основанное на рефлексии. Один из первых его этюдов – «Ипатьевский монастырь» (1964 г.) – был написан в эпоху богоборчества, когда даже такие великие мастера, как Аркадий Пластов не выставляли свои картины, на которых изображались православные храмы. В этой работе уже наметились те черты, которые будут присутствовать во всей пейзажной живописи мастера – лирический, отчасти романтический взгляд на мир. Он способен видеть поэзию даже в самых непоэтических местах («Краснодарский Шанхай»,2009 г.).

В первый период творчества (1960-1980 – е годы) художник работает в традициях реалистической и импрессионистической живописи и графики. Он создает камерные портреты своих близких,  городские пейзажи Краснодара и кубанские сельские ландшафты, натюрморты, тематические композиции в технике линогравюры и экслибрисы.

Его портретное искусство («Жена Ольга», 1964 г., «Алла – двоюродная сестра», 1967 г., «Дочь Галина», 1967 г.) этого периода дышит гармонией и отчасти эстетством. Сродни портретам любимых женщин – цветочные натюрморты, в которых присутствует созерцательное отношение к миру, способность создавать прекрасное и любоваться им.  Женщины и цветы для художника представляют собой две ипостаси одного целого.

Гравюры на линолеуме – вершина творчества Савенко. Эта большая серия работ, в которых представлен эпический образ эпохи 1970-1980 –х годов. Они разнообразны по темам и сюжетам. Художника интересует социальная и приватная жизнь его современников – новороссийских рыбаков и рабочих Новороссийского Цементного завода, колхозников в станицах,молодых влюбленных на свидании.Море, горы, степи, село, город  становятся  не просто фоном, на котором  происходят события, но и сами активно включены в жизнь людей («Посевная», 1973 г., «Путина», 1978 г., «Полевые работы», 1973 г.).Сюжеты, которые избирает художник,продиктованы самой жизнью, в их суровой, черно-белой графике есть что-то близкое к документальному кино тех лет. Человек труда – главный обобщенный персонаж этих работ, выступающий как часть всеобщего движения вперед, к светлому будущему.

Будучи уже зрелым мастером, Сергей Савенко начинает создавать большую серию линогравюр и живописных работ, посвященных Великой Отечественной войне. Профессиональный военный, более десяти лет отдавший службе в армии, он хорошо знал быт и нравы советских солдат и офицеров. Мальчиком переживший немецкую оккупацию, он сумел почувствовать и горечь поражений, и радость победы. Все это стало содержанием его картин («Фронтовые дороги».1990 г., «Партизанская тропа.Затишье», 1993 г.). В некоторых работах для большей выразительности художник  пользуется языком сюрреализма («Загубленные души», 1996 г.). В линогравюрах, как правило, представлены батальные сцены («Солдатские дороги. Наступление», 1973 г., «Снова в бой, штрафбат», 1972 г.), воссозданные с документальной точностью.

С 1990 – х годов в творчестве художника возникают новые темы и жанры, модернизируется язык. Его реакция на очередную русскую революцию скорее негативная, но это приводит к большему пластическому разнообразию его стиля. Он ищет новое в творчестве, а сюжеты, как у подлинного реалиста, рождаются из самой жизни. Уходит возвышенно-романтический взгляд на мир, на его место часто приходят ирония и гротеск, образы становятся более динамичными и яркими. Художник начинает писать тематические картины, которые можно разделить на несколько серий: «Ню» («Цветы для Евы».2000), «Пушкин и Наталья Николаевна» («Пред вечностью», 2004). Недостаток пластических находок в этих работах компенсируется искренностью и непосредственностью.
Картины 1990 –х отличаются яркой выразительностью, даже если он вспоминает избитые «колхозные» темы («Птичница. Полет», 1997 г., «Колхозницы. Уборка урожая» 1997г., «Гроза в степи» 1998г.). Художника начинает волновать «женская» тема в переломную эпоху. Это особенно видно на позднем портрете его жены «Ностальгия. Ольга» (1995 г.), на котором образ горячо любимой жены приобретает уже не бытовой и лирический, а вселенский, метафорический характер.

Осмысление прожитой жизни и острых проблем современности оказалось невозможным без обращения к христианской теме («Сергий Радонежский», 1997 г., «Осмеяние Христа», 1997 г., «На Голгофу», 1997 г.), для воплощения которой художник обращается к эстетике символизма или русской иконы. Напряженный драматизм этих работ входит в контекст не только с жизнью отдельного человека, но и народа. «Наша жизнь – комета, говорил художник, - кто-то оставляет след, а кто-то сгорает сразу». Именно об этом  его поздний автопортрет 1991 года, где  мастер видит себя умудренным жизнью философом, но главное – русским интеллигентом, для которого жизнь страны и народа приоритетны по сравнению с личными проблемами.
После смерти Сергея Владимировича Савенко осталось 500 живописных этюдов, 300 картин, акварели и линогравюры.  Многие работы были проданы в частные коллекции в  нашей стране и за рубеж.

Член АИС Татьяна Соколинская