Сологуб: возвращение домой

15.04.2022

С 16 по 30 апреля 2022 года в «Художественной галерее «САНТАЛ» (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 58) впервые проходит выставка репродукций живописных и графических произведений русского архитектора и художника, нашего земляка, потомка запорожских казаков Леонида Романовича Сологуба (1884-1956) «Сологуб: возвращение домой». Выставка проводится в рамках одноименного проекта Центра волонтеров исторического наследия «Наследники» при АНО ВРППСС «Венера» при поддержке Фонда президентских грантов. Партнером проекта является ООО «Художественная галерея «САНТАЛ», а куратором выставки – директор галереи Нина Антоновна Стрижова. В экспозицию вошли 50 работ (портреты, батальные сцены, пейзажи), созданные с 1914 года по начало 1940-х. Выставка открывается в день рождения мастера и посвящена его 138 - летней годовщине.

Становление Леонида Сологуба как мастера архитектуры, живописи, графики происходило в Серебряном веке, эпоху модерна, в самой идее которого присутствовала идея синтеза искусств. Эту идею он пронес через весь свой творческий путь, сохранив также преданность традициям русской пленэрной живописи. Выпускник московской и санкт-петербургской школ, он, наряду с Н.Д Шариковым и Г.А. Аветисьяном, стоял у истоков формирования южнороссийской живописной школы, близкой импрессионизму.

Леонид Сологуб (изменена с фамилии Салогуб в студенческие годы) родился в Ейске, жил в Екатеринодаре, Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Греции, Италии, Нидерландах. Он получил блестящее образование – сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, потом в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, в классе профессора архитектуры Л.Н. Бенуа. В 1910 году совершил пенсионерскую поездку в Европу. Сологуб писал пейзажи в средней полосе России, Кубани, Алтае и Сибири, Турции, в европейских городах. Это был типичный путь русского странника, эмигранта, чье творчество на родине оборвалось в 1920 году, когда он вместе со своей семьей покинул Россию.

Первый период творчества молодого архитектора и художника – 1910-1914 годы. Сологуб стал одним из первых «бумажных» архитекторов ХХ века, проекты которого были удостоены различных наград, но по различным причинам не реализованы. Так было с реконструкцией Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, за проект который архитектор вместе со скульпторами получил первую премию, и проектом памятника в ознаменование 300-летия дома Романовых в г. Костроме (первая премия). Первым масштабным реализованным проектом молодого архитектора стало возведение временных деревянных павильонов для юбилейной выставки Костромского губернского земства, посвященной 300-летию Дома Романовых (1913). Из реализованного дошел до нас Памятник артиллеристам 12-й батарейной роты на Шевардинском редуте Бородинского поля.

Занимаясь архитектурными проектами, Сологуб искал и свой путь в изобразительном искусстве. С 1910 года принимал участие в выставках русских кубистов «Бубновый валет» вместе с М.Ф. Ларионовым, Н.С. Гончаровой, И.И. Машковым, П.П. Кончаловским, в выставке объединения «Мир искусства». В этот период на Сологуба повлияли пластические приемы символизма и позднего модерна, русского кубизма, неоклассики, но в целом он остался реалистом и импрессионистом.

В 1912 году он создал объединение живописцев, архитекторов и скульпторов «Мастерская трех искусств», где надеялся применить свои идеи синтеза искусств. Но в 1914 году художник ушел на фронт, где служил офицером в артиллерийском полку, был награжден георгиевским крестом "За службу и храбрость". О деятельности его в дореволюционной России писали много. 26-ой номер за 1915 год журнала «Нива» посвящен Сологубу. Результатом военных походов художника явилась выставка «На войне», организованная в 1916 году в Императорской Академии художеств в Петрограде. Александр Бенуа написал об этой выставке: «...работы архитектора-художника и артиллерийского офицера Л. Сологуба в Академии художеств, по духу, близки Гаршину и Толстому, а моментами даже наводят воспоминания о самых характерных среди верещагинских картин».

В основе большинства графических портретов из военной серии «Мировая война. 1914-1917», написанных в смешанной технике, – сочетание классической репрезентации с жанровым, бытовым содержанием. Если в работе «Портрет генерала Л.Г. Корнилова» (1970-1918), 1915 г. Бумага, перо, тушь, цветные карандаши) в большей степени художника интересует внутреннее величие портретируемого, то в листах, где он изображает простых солдат, подчеркивается отсутствие героизма и пафоса, способность быть терпеливыми и выносливыми. В серии «Мировая война» художник выступает как журналист, военный репортер, достоверно изображающий все тяготы военных походов. Здесь он сочетает эскизную легкость в рисунке и композиции, демонстрирует способность создать характер портретируемых, передать настроение, создает своего рода энциклопедию военного быта. Мы вглядываемся в лица солдат и младших офицеров, в их запыленные, уставшие лица («Подпрапорщик артиллерии в полевой форме»), видим разбитый артиллерией мост, бой артиллерийской батареи («Артиллерийская батарея в бою»), атаку, упавших от усталости лошадей («Конь Шемящий»), чувствуем напряжение перевозимых тяжелых артиллерийских орудий («Конная артиллерия на марше»), бой артиллерийской батареи («Артиллерийская батарея в бою»). И при этом гармония языка, виртуозность художественных средств не вызывает депрессии, трагизма, а внушает веру и надежду. Иной раз художник в портретах использует репрезентативную композицию фотографии ан фас с ее непременным реалистическим сходством. Военным графическим листам присущ своего рода онтологический оптимизм, вера в торжество жизни осмысленной и разумной.

В 1918 Сологуб демобилизовался. Некоторое время работал в мастерской А. В. Щусева. Потом вернулся в Екатеринодар, где поселился в доме своего отца по ул. Борзиковской (Коммунаров, 105). Здесь он женился на Анне Красильщиковой. (В Краснодарском художественном музее хранится портрет его тещи, написанный Валентином Серовым). В ноябре 1919 года у них родилась дочь Ирина, крещенная уже в Новороссийске, а в январе 1920 года супруги отправляются в Константинополь, а затем в Европу. В Париже они разводятся, и художник в 1921 году навсегда переезжает в Королевство Нидерланды, в Гаагу, где (после смерти бывшей жены, которая умерла в 38 лет в Париже), художник до самой своей кончины, в 1956 году, живет с дочерью Ириной.

Уже с 1922 года он устраивает в Париже свою первую персональную выставку, а в Гааге в 1924 году – выставку художников-эмигрантов. С начала 1920-х годов до его смерти в 1956 году работы экспонировались в Амстердаме, Роттердаме, Белграде, в парижском салоне Независимых, Осеннем салоне, частных галереях Парижа. В середине 1920-х годов Сологуб совершает путешествие в Италию. И везде он пишет пейзажи и цветочные натюрморты, как тогда говорили, в импрессионистической манере, и этому направлению художник остается верен до конца.

С самого начала жизни в эмиграции Сологуб старается в общественной и выставочной деятельности, в своих произведениях сохранить традиции русской живописной культуры, так сказать, русский дух. Его творчество продолжает главные архетипы русского изобразительного искусства – гармонию, синтетическое, а не аналитическое видение мира. Высокая степень эмоциональности, тонкий лиризм, соединение красочных, цветовых чувств – это те качества  в целом были присущи художникам русского зарубежья, например, – создателю лирической абстракции, парижанину Андрею Ланскому, неоимпрессионисту Николаю Фешину, эмигрировавшему в США.

Не имея возможности развивать традиции русского национального пейзажа, Сологуб в поисках впечатлений изъездил почти всю Европу, Турцию и везде искал ландшафты, которые напоминали бы ему южно-российские, кубанские мотивы - будь то заснеженные поля Нидерландов («Зимний пейзаж». 1920-е) или пасторальные мотивы с мельницами и коровами. Даже в городских парижских этюдах, выполненных в смешанной графической технике, мы видим черты провинциального Маленького Парижа с его слегка корявыми двухэтажными домиками, неровной мостовой, низеньким заборчиком в виде штакетника.   И если убрать католический крест на фасаде базилики и купола церкви Сакре – Кер, то вполне можно принять этот пейзаж за екатеринодарский («Париж», 1923). А в многочисленных видах острова Капри чувствуется что-то черноморское, крымское, новороссийское- те же марины и морские берега с южной провинциальной архитектурой, пронизанные солнцем, светом на фоне слегка разбеленного голубого неба. Он везде искал Родину.

Сологуб выставлялся и дружил за рубежом с русскими художниками – И. Похитоновым, Н. Гончаровой, А. Яковлевым, Л. Ларионовым, М. Яковлевым. Общался с Матиссом, который в свою очередь до революции приезжал в Москву и был пленен православной иконой. Подобно многим другим русским эмигрантам, он не стал принимать нидерландское подданство. Он говорил о себе, что его душа осталась русская, широкая, свободная, черноземная… 

Произведения Сологуба находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина, куда они были переданы его дочерью. В дар правительству СССР дочь Ирина передала и виллу на Капри.

В Краснодаре сохранился дом по улице Коммунаров, 105 (Борзиковская), ранее принадлежавший отцу художника. Здание сохранилось, но до сих пор у наших властей не появилась возможность создать в нем музей. Может быть, все же он будет создан и краснодарцы смогут открыть еще одну страницу своей утраченной истории. Есть глубокий символический смысл и в том, что выставка проходит в старинном особняке по улице Коммунаров, 58 (Борзиковская), который принадлежал священнику, протоиерею Ивану Григорьевичу Кущу. И скорей всего семья Куща была знакома с семейством Сологубов. Вот уже двадцать лет именно в этом здании «Художественная галерея «САНТАЛ» в своей выставочной деятельности наводит мосты между прошлым и будущим, сохраняя культурное наследие Кубани.

Член АИС Татьяна Соколинская