Ровесник эпохи

1.12.2022

В юбилейный для неразрывно связанных между собой Краснодарского края и Республики Адыгеи 2022 год исполняется 100 лет со дня образования СССР и 100 лет со дня рождения заслуженного художника Республики Адыгеи Павла Григорьевича Амасьяна (1922 – 2001 гг.). К этим символичным юбилеям Художественная галерея «САНТАЛ» подготовила и приурочила персональную выставку художника «Ровесник эпохи».

Павел Григорьевич, лауреат премии Лиги Мира, член Союза Художников России, Заслуженный художник Республики Адыгея, участник городских, республиканских, зональных выставок «Юг России», был свидетелем и ровесником великой эпохи. Он родился в год создания республики, в которой прожил больше полвека и великой державы, которую пережил.

Родился художник 11 ноября 1922 года в г. Каракол, Киргизия в семье рабочего. Отец, Григорий Яковлевич, работал на обувной фабрике, мать, Елена – прачкой. Амасьян был не просто ровесником державы, он рос и развивался вместе с ней. С детства будущий художник уже во всю смог ощутить себя гражданином большой многонациональной страны, семья жила в разных местах. Школьные годы Амасьяна прошли в переездах. 4 класса, с 1930 по 1934 год, он проучился в школе г. Батуми, с 1934 по 1937 гг. – в Майкопе, 8-й класс закончил уже в Махачкале. Обучаться профессии художника в 1939 году Павел Гигорьевич поехал в Астрахань, но закончить Астраханское художественное училище ему помешала Великая Отечественная война.

В 1941 году Амасьян ушел на фронт, в 1943 году был ранен и отправлен на лечение в госпиталь г. Махачкалы. После восстановление Павел Амасьян был признан ограниченно годным к службе, поэтому служить Родине он продолжил уже в качестве инструктора в МВД (1943 – 1946 гг), оставшись в Дагестане. Уже в мирное время, в 1946 году Амасьян вновь вернулся к любимому делу – поступил на работу в драматический театр художником, где проработал 4 года. С 1950 по 1951 гг. был инструктором по художественному воспитанию в детском доме.

В 1951 году Павел Григорьевич Амасьян переезжает из Дагестана в Адыгею, которой посвящает свои зрелые творческие годы и всю оставшуюся жизнь. В Майкопе он работал в Адыгейских художественных мастерских, активно участвовал в художественной жизни Адыгеи, оказал большое влияние на формирование местных традиций в изобразительном искусстве. В 1965 г. Павел Григорьевич поступил в Адыгейский государственный педагогический институт (ныне Адыгейский государственный университет, г. Майкоп), который окончил в 1970 году.

В живописи Амасьян был убежденным последователем реалистических традиций русского изобразительного искусства. Особенно ярко это прослеживается в портретном жанре. Художник создал множество ярких портретов как простых людей, так и известных общественных деятелей Адыгеи. Амасьян на всегда запечатлел в своих произведениях настоящих героев эпохи – земледельцев, пастухов, птичниц, учителей, строителей, восстанавливающих в тяжелые послевоенные годы страну и поднимавших её экономику.

Любимым творческим жанром художника на протяжении всей жизни оставался пейзаж. Он любил пленэры, путешествовал с этюдником не только по просторам родной Адыгеи и Кубани, но и средней полосы России. Художник не раз бывал на знаменитой Академической даче им. И.Е. Репина. Красоты тверской земли запечатлены на его полотнах с не меньшей любовью, чем виды вершин Фишта, Оштена, Тхачей, плато Лаго-Наки, ущелья Абадзехии, долин рек Курджипс, Дагомыс, Шхагуаще.

В последние годы свое творчество он посвятил работе над исторической картиной.

За свою творческую жизнь Павел Григорьевич Амасьян создал больше 200 живописных произведений, запечатлевших не только вековые красоты родной земли, но и жизнь великой эпохи, ровесником и свидетелем которой ему было уготовано стать судьбой. И он с этой миссией справился, оставив живописную летопись страны для потомков.