Позови меня тихая Родина

1.07.2019

С 1 июля по 31 августа в краснодарской Художественной галерее «САНТАЛ» проходит ретроспективная выставка пейзажной живописи кубанских художников, посвящённая 135-летию Дома творчества художников «Академическая дача им. И.Е. Репина».

Экспозиция представляет большую серию пейзажей, написанных в разные годы кубанскими мастерами трёх поколений, работавших в Доме творчества. С 2004 г. галерея «САНТАЛ» ведёт проект, объединивший десятки художников края и Республики Адыгеи, каждый раз дополняя выставку новыми именами авторов, картинами, воспоминаниями и историями, связанными с их пребыванием в тех местах.

Народный художник В.М. Сидоров назвал эти места «краем вдохновения». Для многих художников, побывавших на Академической даче, она стала «русским Барбизоном», жизненной и профессиональной школой, дорогой в настоящее искусство.

Дом творчества художников «Академическая дача им. И.Е. Репина» находится в Тверской области, в 15 км от г. Вышний Волочёк, о котором в летописных источниках упоминается с 1417 г. Здесь берет свое начало великая русская река Волга, с этой землёй связаны история, наука и культура России. Именно здесь 300 лет назад в 1719 г. Пётр I осуществил свою идею, соединив Каспийское и Балтийское моря, благодаря одному из самых талантливых людей своего времени, новгородскому купцу Михаилу Ивановичу Сердюкову (1678–1754 гг.), проект которого превзошел все ожидания и был отмечен высоким признанием профессионалов: Вышневолоцкая искусственная водная система, построенная М.И Сердюковым, масштабностью, сложностью своих средств и пользой превосходит все подобные пути на свете.

Сегодня всех приезжающих в г. Вышний Волочёк со стороны вокзала встречает памятник создателям Вышневолоцкой водной системы – Петру I и М.И. Сердюкову, выполненный скульптором Ю.В. Злоти. А ведь именно от этого вокзала, сохранившегося до наших дней почти в неизменном виде, ровно 170 лет назад на строящейся железной дороге Петербург – Москва началось движение поездов между Тверью и Вышним Волочком, и первым по готовому участку пути проехал император Николай I, инициатор железнодорожного строительства в России.

Неповторимая красота древней Тверской земли, её дремучие леса, голубые озёра, синие льняные поля не могли оставить равнодушными художника И.Е. Репина, приехавшего в гости к своему другу В.А. Кокореву.Репин любовался красотами тех мест и всё повторял: «Картины…Картины…»

Тогда и родилась идея создать дачу для летней практики и отдыха студентов Императорской Академии художеств.Место было выбрано удивительное. На возвышенном берегу Мстинского озера, у истока реки Мсты в окружении светлых берёзовых рощ и соснового бора расположился Владимиро-Мариинский приют (таково первоначальное название дачи). Датой его основания считается 22 июля 1884 г.

Благодаря стараниям Василия Александровича Кокорева (1817–1889 гг.), общественного деятеля, предпринимателя, коллекционера, который не только был создателем и покровителем, но и собственными силами и средствами содержал, обустраивал этот приют для художников на протяжении пяти лет, до конца своей жизни.

В.А. Кокорев, создавший свое детище в конце XIX в.,внес существенный вклад в отечественную культуру. В память о нём на Академической даче установлена мемориальная доска основателю.

Владимиро-Мариинский приют стал местом работы на пленэре наиболее талантливых студентов Академии художеств и их педагогов, чьи имена вошли впоследствии в историю русского искусства: А.И. Куинджи, П.П. Чистяков, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, И.И. Бродский, А.Г. Венецианов, И.Е. Репин, К.Ф. Богаевский, Е.И. Столица и др.

Дело, начатое В.А. Кокоревым, продолжил Илья Ефимович Репин (1844-1930гг.), профессор Академии художеств. Его стараниями «русский Барбизон» – первая в России творческая база для студентов-художников –перешел под покровительство Академии И.Е. Репин принимал активное участие в решении любых вопросов по содержанию и распорядку работы дачи.

В 1964 г., в юбилейные дни 80-летия Академической дачи, была торжественно открыта мемориальная доска, посвящённая Репину. А в 1972 г. установлен памятник И.Е. Репину работы скульптора О.К. Комова. 

После Революции 1917 г. территория бывшего приюта использовалась под пионерские лагеря.

Второе рождение Академической дачи произошло в 1947 г. по решению Совета Министров СССР, поддержавшего обращение художников о необходимости создания такой базы для творческого роста молодых художников. Так Академичка стала Домом творчества, функционирующим круглый год. Почти 40 лет его бессменным директором был Пётр Николаевич Козельский, друг художников, душа дачи, ветеран ВОВ, легендарный танкист.

Первым поколением кубанских живописцев, приехавших в эти места, были ветераны ВОВ: Г.А. Булгаков, В.И. Сидоров, В.И. Бирюков, П.С. Калягин, Г.И. Митрофанов, П.Н. Ружейни­ков, В.М. Мехед, П.Д. Филиппенко. Они были в тех же военных шинелях и сапогах, только теперь за плечами – этюдники с красками. Эти годы они вспоминали с благоговением и работали самоотверженно, создавая жанровые картины, отражающие героику времени.

Определяющими в работе живописцев стали гражданственность и народность – отличительная особенность эпохи. Руководителями потоков были народные художники, академики, поэтому такое творческое общение художники называли университетами. Несколько поколений прошли обучение в университетах Академической дачи у известных мастеров изобразительного искусства.

Для художников-южан открылись другие ландшафты, с низкими облаками, белыми ночами, иной освещенностью.Знания, полученные в процессе совместной работы, для многих стали профессиональным и нравственным стержнем, фундаментом дальнейшей жизни и деятельности.

В конце 1970-х гг. группа молодых художников с Кубани приехала на Академичку: М.В. Архангельский, В.В. Монастырный, С.Д. Воржев, А.М. Мельников, Т.П. Ружейникова, А. Эсмонт, Б.И. Воронкин, С.В. Сапрунов, В. Сапач, И.Н. Сыромолотов, Ю.Н. Пономаренко и др. Их работы украшают залы и сегодня. Художники приходят на выставку, чтобы отдать дань памяти их творческой Родине.

Борис Иванович Воронкин часто вспоминает слова художника Ю. Подлясского: «Вы даже не представляете, каким замечательным сокровищем Вы обладаете – Академичкой, такого чуда нет нигде в мире».

Время многое изменило в жизни художников, уже нет той поддержки со стороны государства, нет возможности поехать к тем родникам, где когда-то пили хрустально-чистую воду, ходили по тропинкам, помнящим следы великих предшественников, и всё это наполняло начинающих авторов силой неизбывной, помогало жить и творить. Но счастье в том, что в их жизни была Академичка и они могут рассказывать об этом своим ученикам, передавая с радостью свою неугасающую светлую память. Книга отзывов, хранящаяся в галерее «САНТАЛ», стала историческим свидетельством этих воспоминаний: Н.П. Калугиной, Г.А. Бул­гакова, А.А. Васильева, И.Я. Коновалова, В.И. Бирюкова и др.

Александр Сергеевич Пушкин, много раз проезжавший по земле Вышневолоцкой, называл эти края «милым берегом». И хочется ещё раз вспомнить поэта в год 220-летия со дня его рождения. Мудрость его мысли, великая сила слова, подкрепленные высоким чувством патриотизма, – живительный источник для детей Академички.

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи…

Его стихи – настоящие живописные полотна, что ещё больше роднит мастеров кисти с мастером слова. Слова поэта звучат как библейская заповедь: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Директор Художественной галереи «САНТАЛ» Н.А. Стрижова