Портрет лета

5 июня

C 1 июня по 30 июля Краснодарская   художественная галерея «Сантал»  представляет  выставку  живописи художников Кубани «Портрет лета»,  посвященную   Дню рождения А.С. Пушкина и Дню России.
       «Портрет лета» – выставка ретроспективная.  В ней принимают участие 25 виднейших южно-российских  авторов,  члены Союза художников: Г.А. Булгаков, В.И. Бирюков, Р.И.Солуянова, В.Ф.Папко, В.Т.Андрющенко, А.А.Паршков, С.А.Саидов, О.А.Салькова, В.В.Кухно, Н.Л.Райбац, М.В.Архангельский, П.Г.Амасьян, В.М.Мехед, В.И.Оноприенко, Г.Т.Клюжин, В.А.Тахтамышев, Е.И. Саяпина и др. Всего в экспозицию вошли 46 пейзажей и натюрмортов, посвященных лучшему на Кубани времени года – лету. Самая ранняя из представленных работ датируется 1959 годом Г.А. Булгакова «Родное село», из последних – пейзаж 2010г. «Летний вечер» Н.П.Черняка
На Кубани с начала ХХ века пейзаж стал ведущим жанром в изобразительном искусстве. Обилие света и солнца, влияние французского импрессионизма на живопись того времени, появление в Краснодаре выпускников парижских академий привело к возникновению и последующему расцвету пленэрной живописи. Эта традиция была продолжена и в послевоенный период, когда помимо работ этюдного плана появились жанры реалистического или романтического пейзажа-картины, написанной в мастерской. Как правило, эти произведения продолжали развивать линию русского национального пейзажа, в котором пленэрное искусство сочеталось со строгим отбором изобразительных средств.

Пейзаж часто также служил фоном для тематической картины на историко-революционную тему. В эти же годы шло также активное формирование региональных тенденций в искусстве, в которых преобладал созерцательный, гедонистический взгляд на мир.
Анализируя пейзажную живопись Кубани указанного периода, нельзя говорить о единой картине мира, которую создают художники. Традиции романтической концепции пейзажной живописи пушкинского времени, влияние более позднего реалистического, передвижнического искусства, тенденции импрессионизма и постимпрессионизма – все это стилистическое разнообразие   не только не мешает, но способствует созданию единого браза России.
Культ природы, в целом характерный для русской культуры, на Кубани ХХ века стал особенно актуальным.  Это одна из причин преобладания в изобразительном искусстве юга пейзажной живописи.

На Кубани сложился тип художника созерцательного. Природа в широком смысле вдохновляет его больше, чем городская среда. Кубанские авторы находят новизну в самой Природе, которая представляется им бесконечной Вселенной, чьи тайны еще далеко не раскрыты. Благоприятные климатические условия и разнообразие ландшафтов позволяли художникам, не выезжая за пределы Краснодарского края, обрести творческую родину на собственной земле. Расцвет пейзажной живописи на российском юге пришелся на 1960-1980 годы. Пейзажное начало проникало в другие жанры – тематическую картину, натюрморт, даже отчасти портрет. Часто действие жанровых картин происходило на фоне кубанского пейзажа (уборка урожая, образы тружеников села) или марины (изображение кораблей в бухте). Реалистический пейзаж в это время испытал влияние других стилей, что позволило ему пробрести то многообразие оттенков, из которых сложилась цельная картина пейзажного искусства Кубани.

Пейзаж как самостоятельный жанр немыслим без пленэра, без выхода «на натуру», где художники пишут этюды, выражая свои глубоко личные чувства, полученные от разнообразия зрительных впечатлений, которыми природа одаривает человека.
Создавая живописные полотна на материалах российских ландшафтов, несущих в себе генетический код русской истории и культуры, наши художники являлись и являются подлинными патриотами своего Отечества, способными через изображение природы выразить Душу России.