Персональная выставка Валентина Папко. ХХ век. Муки и радости России.

21.06.2021

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ СТАЛ ПЕРВЫМ ДНЁМ ПОБЕДЫ

В Художественной галерее «Сантал» открылась персональная выставка заслуженного художника России Валентина Федоровича Папко, посвящённая восьмидесятилетию начала Великой Отечественной войны. Он рос среди её следов, под воспоминания о фронтовых невзгодах и непотребствах немецкой оккупации, которые остались у его родных глубоко в памяти. И когда стал художником, то военная тематика будет постоянно «вмешиваться» в его творчество.

Станичный подросток был наделён недюжинными способностями, позволившими ему поступить в художественное училище, учеба в котором обнаружила в будущем художнике колористическую одарённость, цветовое чутье, равносильное хорошему музыкальному слуху. Эта, неизменно сильная сторона его монументальных и станковых произведений, будет затем постоянно совершенствоваться. Для большинства кубанских художников окончание училища было вполне достаточным условием для будущего уверенного творческого и профессионального существования, однако Папко распорядился своей будущностью иначе, поступив на факультет монументального искусства знаменитой Строгановки – Московского высшего художественно – промышленно училища.

К выпуску из столичного вуза Валенин Папко превратился в универсального художника, обладавшего уверенным мастерством. Он его всецело продемонстрировал на защите дипломных эскизов на казачью тематику, которые затем в родной станице Новоминской воплотил в масштабной мозаике. Щедрым подарком судьбы воспринял кубанский студент учёбу у Гелия Михайловича Коржева, профессора – преподавателя Строгановки и автора ошеломляющей в своей неистовой искренности серии картин «Опалённые огнем войны». Творческий «ожег», полученный от встречи со своим великим учителем и созданными им образами, В. Ф. Папко благодарно будет помнить всю последующую творческую жизнь.

Переселение в начале семидесятых годов молодого художника в Краснодар было на редкость своевременным. Начав работать в Краснодарском производственно – творческом комбинате, Валентин Папко получал заказы на оформление вначале районных домов культуры, а затем делал престижные монументальные работы в быстро растущем краевом городе. За выполненные им масштабные циклы он был принят в члены Союза художников СССР, вполне заслуженно став ведущим художником – монументалистом Кубани.

По сути, он был уже готов к созданию своего главного, как показало время, монументального произведения – грандиозной мозаики на стене Краснодарского Дома книги «Я вызову любое из столетий». В семидесятые годы город и сам вступил в эпоху книгопечатанья. Виктор Лихоносов заканчивает свой знаменитый роман. В Краснодарской книжном издательстве появляются первые, по – настоящему интересные художники - иллюстраторы, в том числе книжек для детей. Поэтому постройка на весь городской квартал Дома книги очень точно соответствовала небывалому уровню литературных потребностей краснодарцев той поры.

Последними крупными монументальными работами, которые Валентин Папко выполнил в конце восьмидесятых годов, были мозаики и росписи в тимашевском Музее семьи Степановых. Через чудовищный трагизм одной кубанской семьи и горя матери, пережившей девятерых сыновей, художник стремился показать апокалипсические испытания, которыми ХХ век пытал и жег наших соотечественников. Доминирующая часть росписи, названная автором «Распятая Кубань» - это полный яростного неистовства образ, точнее обугленный и уже остывший остов, доведенный до семантической знаковости, прикрывает собой пришедшие из сна мирные картины, до которых была так удручающе скупа наша кубанская история. Роспись состоит из колористических и смысловых контрастов: из охристо-теплых красок и предельно им далёких сизо-черных тонов – словно по «живой» земле рассыпался пепел сгоревшего материнского сердца.

Своеобразным подведением итогов большого и, как казалось тогда, самого созидательного жизненного этапа было присвоение Папко почетного звания «Заслуженный художник России». В девяностые годы ставшая привычной «система координат», когда в жизни советского человека, было все, зачастую, по - армейски предрешено, обрушилась вместе с властью, с инфернальным упорством ее создававшей. Профессиональное образование и опыт перестали хоть как-то цениться, и наступила постмодернистская суета с ее стремлением к успешности любой ценой. В этой отчаянной ситуации приглашение Валентина Папко на работу профессором – преподавателем монументального искусства в Художественно – промышленную академию Краснодарского университета культуры и искусства было для него настоящим спасением.

Профессор Папко, вместе с помощниками и студентами занялся созданием грандиозной диарамы, заказанной для Туапсинского историко – краеведческого музея и посвященной кровопролитной битве за Кавказ. Композиционное мастерство и многолетний опыт художника – монументалиста и автора тематических картин, знание исторических реалий и колористическая одарённость помогают ему создать ошеломляющий «эффект присутствия» среди участников морской и сухопутной обороны черноморских портов и кавказских предгорий.

Валентин Фёдорович Папко, работая со студентами, вполне творчески осмысленно «повернулся» к станковой живописи. Тематические полотна, написанные в начале нового тысячелетия, собраны автором в сельские и городские циклы, которые по - разному решены им композиционно, цветотонально и даже эмоционально стилистически. Деревенские обитатели, как правило, помещены живописцем в стереоскопически выпуклый пейзажный мир - станичную ойкумену. С буйным животным пантеизмом он шумно и избыточно населен козами и собаками, гусями и курами, воронами и грачами, растительность написана чистыми, словно в ручье промытыми красками. Ощущение ошеломляющее, как от романов Маркеса. Человеческие фигуры намеренно лишены какой–либо фотогеничности; вот словно из глины слепленная и обожженная до кирпичной красноты шагает «Отставной капитан Мария Ивановна», уверенно подгоняющая свое маленькое «войско».

В городских сюжетах художник, словно вспоминая бунинскую строку: «Я один, мир тонет в фарисействе», зачастую, переходит к полемической ярости, когда намеренно отказывается от точного рисунка; так отвергаются правила риторики в митинговой речи. И только, пожалуй, два больших полотна «Бездомные. По России» и «Последние. К своему берегу» лишены очевидного полемического пафоса. По сути, показанная живописцем энтропия человеческого существования вынужденно нашла свою убедительную форму и адекватные ей средства выражения.

Картины военной серии собственно войну как таковую не изображают. Может быть только на полотне «Даже и не снилось. 22 июня 1841 года» она неотвратимо надвигается неисчислимой армадой люфтваффе на спящую молодую и бесконечно красивую маленькую семью. В картине «Земное небо моей матери» война показана опосредованно, через мучительное ожидание, однако остаётся стойкое впечатление, что жизнь в тылу была, иногда, страшнее штыковой атаки.

Тематика полотен «У своего порога» и «Саженцы издалека», написанных в 1984-2011 годах, и стилистически отличная от них своим мощным кинокадровым укрупнением картина «У своих. Памяти Г.М. Коржева» складывается в пространную сагу об одном и том же человеке, сохранившем в военных мытарствах чуткую человеческую душу и неистребимое крестьянское желание обустроить исковерканную жизнь.

К собственному восьмидесятилетнему юбилею художник собрал свои выстраданные сюжеты в грандиозную панораму - реквием, названную им «Муки и радости России», это семь вытянутых вертикально панно, на которых в безукоризненно выстроенных композициях заново вызваны из памяти «болевые страницы» отечественной истории ХХ века. Они - крайняя точка хода маятника, следы на обжигающей поверхности земли. Панорама - нравственный максималистский посыл. Валентин Папко искренне и с редким живописным мастерством повествует о странствиях одинокой человеческой души в поисках Эдема или, на крайний случай, достойного существования, позволяющего, как пелось в старой казачьей песне, «не сгубить ни счастия былого, ни себя, ни своего коня».

К выставке художник дописывает работу «Дважды убитые», она задумана как правая часть диптиха, давшего название всей экспозиции «Первый день войны стал первым днём Победы». В качестве смысловой антитезы художник сталкивает на холсте два слоя нашей современной жизни. Горькая память, запечатлённая в людском потоке «Бессмертного полка» и манкурты - смутные сущности, пытающиеся эту память вытравить и сравнять с землёй. Словно на вселенском сквозняке застыло извечное противостояние соборности и сытого, злого эгоизма, протянувшегося от первых мгновений войны до нынешней оголтелой «толерантности».

Валентин Федорович Папко вырос в крупную творческую личность, в искушениях современной цивилизации он сохранил от порчи данную ему «незаёмную» человеческую душу, что дает надежду на плодотворное долголетие и благодарную память потомков.

Иван Ващенко, искусствовед, эксперт по художественным ценностям

Министерства культуры Российской Федерации