Материнское сердце России

22 февраля

Ретроспективная выставка художников Кубани «Материнское сердце России», приуроченная ко Дню защитника Отечества и Международному дню 8 марта. Уже несколько десятилетий в нашей стране эти два знаменательных праздника воспринимаются как две стороны одной медали. Когда мужчины уходят защищать  Родину, женщины-матери берут на себя ответственность за сохранение жизни на земле, родного очага, детей, внуков, духовных и материальных  ценностей. Женщины-матери в молитвенном подвиге терпеливо ждут, любят и помнят тех, кто не вернулся.

В экспозицию  входит 50 живописных, графических  скульптурных  произведений, созданных 30 авторами в разное время. Самая ранняя из представленных картин датируется 1947 годом. Это «Портрет матери», написанный на плащ – палатке  вернувшимся с фронта Г.А. Булгаковым (1916-2011г.), впоследствии ставшим заслуженным художником РСФСР. Из последних работ - «Соприкосновение чистоты» 2013г., лауреата Краснодарских краевых и региональных  конкурсов произведений изобразительного искусства  (биеннале)  И.  Пугача 1963 г.р. Куратором проекта неизменно является директор галереи Нина Антоновна Стрижова.
Согласно концепции нашего известного соотечественника - философа Николая Бердяева, в культуре и истории России превалирует женское начало.  Многие русские философы и поэты в своем творчестве развивали эту мысль: "У России - женское лицо".

И действительно, роль женщины в нашей стране  несравнима с их общественным положением в других европейских и евразийских странах.   Именно женщины взяли на себя тяготы работы в тылу во  время Великой Отечественной войны, именно они поднимали экономику в послевоенный период. И в творчестве многих художников  они  выступали чаще в  качестве Матери (в  широком смысле этого слова), чем Музы. Именно об этом - выставка «Материнское сердце России».

Многие из участников выставки, особенно старшего поколения, подчеркивают не  внешнее, а глубинное, человеческое и Божественное в  женщине. Той женщине, которой предначертано свыше - быть хранительницей семьи, рода, социума, культуры. Большинство авторов   представляют портреты своих матерей; у других это символические образы,   развивающие иконографию Мадонны. Третьи выставляют портреты или зарисовки случайно увиденных женщин, заинтересовавших их своей неординарной типической внешностью, ярким характером. Но в любом случает перед нами образы - архетипы, являющие свои Лики, а не лица салонных красавиц. Они являют собой Вечное, Женское. И при этом погружены в историю, в них присутствует характеристика эпохи, начиная с середины ХХ века до сегодняшнего дня.

Образ Матери на выставке трансформируется из бытового жанра в аллегорический. И в иносказательном виде мы понимаем его как образ Родины, России. А кубанские  художники выступают летописцами ее истории.
    

Член АИС Соколинская Т.И.