История автографа

19.07.2020

С июля по сентябрь в главном зале Художественной галереи "САНТАЛ" размещается экспозиция музея Ирины Володко. Центральное место на выставке по праву занимает портрет актрисы кисти признанного мастера портретной живописи Григория Кравченко. Архивные материалы нашего музея, представленные в экспозиции, навеивают много воспоминаний, побуждают к исследованиям, поиску новых достоверной информации не только о жизни самой актрисы, но и ее великих современников. Наша исследовательская работа привлекает всё больше заинтересованных единомышленников. Музей живёт и развивается, архив постоянно пополняется новыми экспонатами и сведениями.

Роман «Из тьмы веков» 1968г. И.М. Базоркина я прочитала по настоятельной просьбе Тамары Даниловны Куплениковой в 2003 г., когда она переезжала из квартиры по ул. Коммунаров, 58, где прожила 60 лет, в новый Юбилейный микрорайон. Эта книга с автографом самого автора была подарена мне со словами: «Пусть она останется в этом доме. Это Ирочкин муж написал. Счастливые они были тогда и радовались этому событию, как дети». Это был самый первый выход в свет большого исторического романа Идриса Базоркина «Из тьмы веков».  

По прочтении я делилась с Тамарой Даниловной впечатлениями о книге, мы беседовали о жизни и судьбах людей, ранее мне незнакомых.

Воспоминания Т.Д. Куплениковой (1915–2012 гг.) наполняли меня всё новыми подробностями из жизни её тёти, удивительного человека – Ирины Николаевны Володко (Кулешовой), родившейся в Екатеринодаре 16 февраля 1908 г. Художник, актриса Великого немого кино, получила известность за роль жены А.С. Пушкина Натальи Гончаровой в первом полнометражном фильме о поэте «Поэт и царь» Владимира Гардина (1927 г.). За 20 лет яркой кинокарьеры она снялась в 18 кинолентах известных режиссёров того времени: Александра Ивановского, Чеслава Сабинского, Абрама Роома, Сергея Эйзенштейна.

Всё это было в её судьбе, как и многое другое: любовь…война…новая любовь…

Была и осень 1969 г., когда спустя год, после счастливого известия о выходе в свет романа, Ирина Николаевна вернулась в этот дом одна, сказав недоумевающим родственникам: «Меня больше не любят». О своей личной трагедии говорила мало, осознавая, что в 61 год всё лучшее уже позади. Она никогда и ни в чём не упрекала мужа, просто навсегда перевернула эту страницу.

Базоркин приезжал в Краснодар, настаивал вернуться, но куда и зачем было возвращаться, если рядом с её Идрисом была молодая, влюблённая в него 28-летняя девушка Аза, которой он отвечал взаимностью. Тринадцать лет супружеской жизни завершились.

Дети Базоркина выросли, получили хорошее образование, Ирина Николаевна что смогла для этого сделала: дочь Аза – врач, закончила медицинский институт в Москве, сын Зураб – оперный певец, закончил училище  им. Гнесиных, поступил в Московскую  консерваторию  им. П. Чайковского.

 Ирина Володко считала свою миссию выполненной и приняла судьбу, как данность. Теперь у каждого началась своя жизнь.  

Идрис Муртузович Базоркин женился на Азе, которая была моложе на 30 лет. Вместе они прожили 23 года, родив и вырастив троих детей: двух дочерей и сына. Сын Турс был назван в честь героя романа «Из тьмы веков», того самого романа, который принёс автору всемирную славу.

Жизнь Ирины Николаевны Володко, до переезда в Москву, в начале 1977г., продолжалась в Краснодаре,  в городе её детства и юности.

Тогда она не подозревала, что судьба готовила ей ещё одно испытание- возвращение к истокам, дабы возвеличить снова и оставить память о ней в её родном городе.

Ей суждено было прожить ещё долгие годы и завершить свой земной путь 10 декабря 1988 г. в Москве, в Доме ветеранов кино.

Я благодарна судьбе за подаренную возможность соприкоснуться с этой личностью, участвовать в воскрешении памяти о скромной и забытой актрисе. За 15 лет в «Художественной галерее «САНТАЛ» по ул. Коммунаров, 58, собран большой архивный материал: фотографии, письма, книги, живописные и графические работы, снято 3 фильма с воспоминаниями знавших её людей, восстановлена фильмография, проведено 10 выставок в городе и крае. В декабре 2018 г., в год 110-летия со дня её рождения, на фасаде здания по ул. Коммунаров, 58 установлена мемориальная доска Ирине Николаевне Володко (Кулешовой). Теперь она навсегда поселилась в доме, который приютил её в трудный период жизни.

Очень символично, что в этом же 2018 г. (3 апреля) в Назрани открыли памятник к 50-летию выхода романа Идриса Базоркина «Из тьмы веков». Белый постамент с бронзовой копией романа установлен на аллее Базоркина.

Мне вспомнились слова старшей дочери Идриса, Азы, написавшей книгу «Воспоминания об отце» 2001г.,   которого она боготворила и ревновала ко всем женщинам, окружавшим его. И всё же Аза написала: «Папа с Ириной прожил 13 лет. Это была не лёгкая, но очень интересная жизнь. Если говорить о творчестве, а вся жизнь отца за эти 13 лет пронизана творчеством, то лучшей жены в этом отношении быть не могло. Она сама была человеком искусства, актриса, художник, знала и любила музыку, обожала природу. Её желание сохранить себя совпадало с условиями, которые нужны для работы писателю. Повести «Призыв», «Дороги любви», сценарий «Я буду танцевать», роман «Из тьмы веков» - всё-всё, что создано после возвращения из Киргизии, – это в период жизни с Ириной. И как это ни парадоксально звучит, но сегодня мы, ингуши, должны быть ей благодарны за то, что она сумела по возможности, по максимуму изолировать Идриса от нас же – близких, родственников, друзей, и высвободить время Идрису для работы, для того литературного наследия, что он нам оставил».

Вот так удивительным образом установилась вневременная связь между двумя талантливыми, целеустремленными  людьми.

Роман  с автографом напомнил ещё раз о себе уже в 2020 г., когда с 15 июня Ингушетия стала отмечать 110-летие со дня рождения писателя Идриса Базоркина, имя которого вписано в историю ингушского народа золотыми буквами.

Эту первую книгу я бережно храню в том самом доме, куда она была передана  автором в 1968 г. с его личным автографом и тёплыми, искренними пожеланиями.

А в экспозиции галереи, посвящённой Ирине Николаевне Володко портрет Идриса Базоркина всегда рядом с ёё портретом, как символ глубокого чувства  её последней любви.

 

Директор «Художественной галереи «САНТАЛ»

Нина Антоновна Стрижова