Григорий Булгаков – Художник и Человек

15.01.2021

23 января исполняется 105 лет со дня рождения ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника РСФСР, Героя труда Кубани Григория Александровича Булгакова (1916–2011).

Г. А. Булгаков стоял у истоков формирования региональных школ советского искусства. Центральное место в его творчестве занимают полотна, посвященные отдельным эпизодам истории России, в частности Великой Отечественной войне. Диапазон его творчества был очень широк и разнообразен – живопись, графика, опыты в скульптуре, оформление книг и общественных и промышленных интерьеров.

Десять лет назад мы были рады поздравлять художника с 95-летием на его юбилейной выставке «Мастер и север» в художественной галерее «САНТАЛ», а он был благодарен собравшимся и вспоминал о своём путешествии на Таймыр. К этому почтенному юбилею Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко издал монографию «Григорий Булгаков. Жизнь в искусстве» (2009), автор Д.Т. Садыкова.

Художественная галерея «САНТАЛ» подготовила фильм о Григории Александровиче Булгакове «Верен себе и эпохе» (2010). К своему юбилею художник был удостоен высшей награды Краснодарского края – медали и звания «Герой труда Кубани».

Скромный, честный, ответственный за всё, что делал, Григорий Александрович Булгаков отработал на благо страны и края 65 лет и заслуженно получил почести и награды.

12 апреля 2011 г. завершилась его земная жизнь.

Время всегда даёт оценку событиям и людям, унося стремительным потоком малозначительное и оставляя для истории важное. Это важное, как жизненную опору, находят люди, наполняя копилку памяти всё новыми подробностями, желая сохранить для потомков образ Художника и Человека Г.А. Булгакова.

Художники вспоминают Григория Булгакова как человека высокой культуры, внешне строгого, сдержанного, немногословного, с пронзительным взглядом. Они побаивались его резких, строгих оценок. Присутствие Булгакова на любом заседании создавало особый настрой: заранее готовились, нельзя было вести отвлечённые разговоры. Сам Григорий Александрович говорил чётко, кратко, по делу. Его аргументы были настолько убедительны, что трудно было возразить. Его ценили за взвешенные слова, уважали за честность, выделяли за особую манеру общения и высокое чувство ответственности. Художники доверяли Булгакову: выбирали в правление, выставкомы, делегатом съездов художников РСФСР от Краснодарского края.

Часто они вспоминали уникальный случай, когда Г.А. Булгакова выдвинули на звание народного художника, а он отказался. На мой вопрос о данном факте Григорий Александрович спокойно ответил: «Я гордился званием заслуженного художника. Рядом со мной работали хорошие заслуженные художники – П.С. Калягин (1913–2007) Н.П. Евса (1914–2004), которых я уважал».

Вот с таким человеком мне посчастливилось познакомиться.

Когда в начале 90-х началось моё общение с художниками, я уже была руководителем предприятия, занимающегося инженерными изысканиями в строительстве – «Инженерно-строительной компании «САНТАЛ». Я была свободна в выборе окружения, принимала самостоятельные решения, как в определении направлений деятельности предприятия, так и в оценке личных и профессиональных качеств сотрудников.

Художники были для меня, равно как и я для них, «неопознанным объектом». Не удивительно, что мы приглядывались и изучали друг друга. Как-то само собою случилось, что я стала помогать им в оформлении работ, проведении выставок, поздравляла художников-ветеранов в праздничные дни, дарила им холсты в подарок. Вначале это было увлечение, которое затем послужило формированию нового направления  деятельности предприятия и  позднее переросло в художественную галерею «САНТАЛ».

Уже в 2005 г., когда у САНТАЛа появился выставочный зал и прошли первые выставки, художники потянулись в гости. Появление Г.А. Булгакова было неожиданным, а его приглашение приехать к нему, поговорить об искусстве, об Академической даче было воспринято мною с удивлением.

На визиты у меня времени не было совсем, основная работа,  проведение выставок поглощали меня целиком. Но к Булгакову на Приозёрную, 9, я всё же приехала. Об искусстве поговорить в мой первый визит не получилось. Профессиональный взгляд руководителя, ответственного за всё, в том числе за технику безопасности, не мог не заметить искрящейся электрической розетки и неисправной сантехники… Пришлось срочно вызывать специалиста и устранять неполадки. Это смутило Григория Александровича, он настороженно отнёсся к моей активности, инициативу он обычно привык брать на себя, поэтому  вначале он возражал, но затем смирился и спокойно ждал завершения работ.

А в следующий визит уже Булгаков подготовил мне испытание, предложив для знакомства с изобразительным искусством каталог народного художника Румынии Корнелиу Баба (1906–1997), с работами которого Григорий Александрович познакомился ещё в 60-х на выставке в Москве и с тех пор, как он говорил, «не мог постичь, как можно сделать так красиво, цельно, с отсутствием мелочей и тёмным по тёмному». Уж если он не мог постичь, то мне и сказать по этому поводу было нечего. Эту книгу Булгаков часто перелистывал, делая закладки с пометками, где он записывал свои впечатления. Сейчас она хранится в архиве художника в художественной галерее «САНТАЛ».

Были в наших диалогах и близкие мне темы, когда разговор заходил о месте моего рождения. Я родилась в Вышнем Волочке, недалеко от священной для российских художников Академической дачи им. И.Е. Репина, где Григорию Александровичу приходилось бывать много раз, начиная с 1950 г. Именно там была написана его главная картина «Колумб российский. Г. Шелихов на Дальнем Востоке» (1956–1957). Он вспоминал об этом времени с потаённой радостью: «А вот этот большой камень, что на переднем плане картины, я нашёл там же на Валдае, в районе Академической Дачи, и сделал с него этюд».

Несмотря на преклонный возраст, Булгакова интересовало буквально всё, а меня – его уникальные умозаключения.

После поездки на машине по городу он вдруг сказал: «Много больших домов построено, площади увеличиваются, а для художников сужаются». Он не ворчал, не осуждал никого, просто не мог не видеть, как менялось всё в Художественном комбинате на ул. Северной, 510. Художники-хозяева, построившие своими руками свой дом, превращались в бесправных квартирантов. Выставочный зал на ул. Рашпилевской, 32, уже приглашал художников проводить выставки на платной основе. А сколько прекрасных зелёных массивов, сохранившихся на холстах художников, бесследно исчезли, и только корни деревьев, похороненные под бетоном и асфальтом, могли бы рассказать о клёнах ясенелистных, спасавших горожан от зноя, пыли и дождя. У Булгакова есть работа «Город наступает». Это всё, чем мог ответить художник на происходящие изменения.

Моя профессия геодезиста тоже интересовала Григория Александровича, ведь с теодолитом ему пришлось познакомиться ещё в 1940 г. во время службы в армии, где художник-график осваивал картографию. Во время войны он был в артиллерийской разведке, засекал позиции противника, вычислял и передавал координаты целей. Таких бойцов ценили, ведь их данные, а иногда и составленные карты отправлялись немедленно в штаб фронта. Ответственность была высокая.

О войне Григорий Александрович говорил неохотно, лишь короткими фразами: «Кругом разрушения, кровь, смерть».

Г.А. Булгаков никогда не прощал предательства. Его боль и печаль от измены жены так и осталась с ним до конца его дней. Он не смог простить любимую женщину, которая родила ему в 1939 г. дочь Александру, а позже, не дождавшись его с фронта, вышла замуж. Со своей дочерью Григорий Александрович всю жизнь тесно общался, помогал ей, и когда она росла в г. Рыльске, и когда вышла замуж и родила четверых сыновей, и потом, когда уже растила внуков. Ответственность за своё потомство Булгаков не снимал с себя до последних дней. Интересно, но кажется, что Григорий Александрович приглядывает за своей семьей и сейчас. После его смерти внук художника Илья переехал жить из Москвы в Краснодар, он пробует себя в творчестве, ищет вдохновение в дедовских любимых местах, ходит к нему за советом на могилу, хранит портрет своей прабабушки – матери Григория Александровича, который был написан сразу по возвращении художника с фронта на его походной плащ-палатке.

Бóльшую часть жизни Булгаков провел бок о бок с семьей своего фронтового друга Владимира Михайловича Хломова (1913–1978). С Владимиром Хломовым Булгаков прошёл всю войну, в последний год к ним присоединилась и супруга Хломова – Надежда Петровна, победу под Прагой они встретили уже втроем.

В 1945 г. вместе с 60-й Армией Булгаков и Хломовы приехали в Краснодар и остались здесь навсегда. Их заселили в соседние квартиры в большом дворе по ул. Фрунзе, 158.

Свою первую краснодарскую квартиру на ул. Фрунзе, с двумя большими комнатами и высокими потолками, Булгаков часто вспоминал, её интерьер изображен в нескольких его произведениях. Она же стала первой его мастерской. Фасад двора сохранился в этюдах Булгакова и большой картине «Улица с односторонним движением» (1960).

С соседями жили дружно, дочь Хломовых Жанна стала родной и для Булгакова, ему нередко приходилось выполнять роль ее отца, разрешая жизненные ситуации юности, а потом уже и взрослой жизни. В дальнейшем и Жанна не оставляла своего дядю Гришу без заботы и внимания. Навещала, ухаживала за ним вместе с родной дочерью Александрой, когда он болел.

После смерти В.М. Хломова его вдова Надежда Петровна Хломова стала женой Г.А. Булгакова. После сноса дома на Фрунзе они уже вместе переехали в новую трёхкомнатную квартиру на ул. Приозёрная, 9. Память о друге он свято чтил и хранил. В архивах Булгакова хранятся многочисленные фотографии, сделанные фотокорреспондентом ТАСС в Краснодарском крае Владимиром Михайловичем Хломовым.

Когда Г.А. Булгакову был 71 год, ушла из жизни Надежда Петровна. Крепкий духом, увлечённый делом, он старался не страдать от одиночества, а всего себя посвятил любимому делу.

Всё происходящее с ним Булгаков воспринимал как данность. Он был православным христианином, русским человеком с крепкими корнями. В его квартире хранился крест его отца, потомственного священника в г. Рыльске, пострадавшего за веру в 1930 г. Эта семейная реликвия, сохранённая и переданная ему от матери, была той связью с отцом и Богом, которая помогала преодолевать невзгоды.

С возрастом Григорий Булгаков оставался по-прежнему избирательным в общении, не приближал к себе людей случайных, общался с теми, кому доверял. В окружении Булгакова были люди на 30–40 лет моложе. Он им был интересен. Сегодня уже умудрённые жизненным опытом заслуженные художники России В.Ф. Папко, Г.Т. Квашура вспоминают с благодарностью, что в их жизни был Г.А. Булгаков.

Я вспоминаю, как Григорий Александрович выстраивал диалог через искусство, синтезируя опыт предшественников и современников. Спокойно и просто давал понять, что всегда был свободным человеком, что свобода – это ощущение глубинное, а не внешнее. Именно эта глубинная внутренняя свобода давала ему силы жить и творить. Запомнились мне его размышления о большом и малом в природе, которые всегда были, есть и будут, как реки, озёра, болота и просто лужи. Люди тоже разные, сродни этим понятиям, как по глубине восприятия, так и по широте взглядов.

Его внук Илья вспоминает слова деда: «Я рад, что был болен искусством. Высокая цель спасла меня, как человека».

В стихотворении поэта Кронида Обойщикова, посвященном Григорию Булгакову, есть такие слова:

Твой день трудом заполнен плотно.

Вся жизнь – и подвиг, и борьба.

Твои бесценные полотна –

Народа русского судьба.

Масштаб личности Г.А. Булгакова не позволяет его забыть. Это нужно не ему, а тем, кто хочет пройти путь к высокой цели.

По решению Городской Думы, в 2014 г., в канун Дня города Краснодара состоялось знаменательное событие – установлена мемориальная доска Г.А. Булгакову на фасаде дома по ул. Приозёрная, 9, где он 30 лет жил и работал.

15.07.2016 г., в год 100-летия художника, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко обратился в Думу Краснодара с предложением назвать улицу одного из новых микрорайонов г. Краснодара именем Григория Александровича Булгакова.

Я верю, что положительное решение будет принято и имя достойного Художника и Человека Григория Булгакова с новой силой прозвучит в названии улицы г. Краснодара.

Директор Художественной галереи "САНТАЛ" Нина Антоновна Стрижова