Графика Константина Печуричко

14 - 30 октября

Ретроспективная выставка графики старейшего краснодарского художника Константина Федоровича Печуричко, на которой 42 офорта, созданных в ранний период творчества автора, посвящена Дому творчества Союза художников РСФСР «Челюскинская».
Константин Федорович Печуричко родился в Ташкенте 10 февраля 1931 года. Окончил Ташкентское художественное училище (1947 – 1952 гг.), затем Таллинский государственный художественный институт Эстонской ССР (1953 – 1959 гг.) по специальности художник-график. Его дипломная работа была представлена на выставкев Академии художеств СССР в Москве (1959 г.). После окончания института 17 лет жил и работал в Куйбышеве. Член Союза художников СССР с 1966 года. Являлся делегатом двух съездов СХ РСФСР и СХ СССР. В Краснодаре живет с 1978 года, занимается преимущественно живописью. Принимает участие в городских, краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставках.

Начало творческого пути К.Ф. Печуричко совпало с основными вехами нашей истории и культуры. Эпоха «Оттепели» и последующие три десятилетия знаменательны расцветом графического искусства в СССР. В это время активно работали Творческие дачи Союза художников, в частности знаменитая «Челюскинская», куда съезжались мастера эстампа со всего Советского Союза.Дом творчества был построен на месте бревенчатого сруба с мезонином, принадлежавшего академику живописи Сергею Герасимову, который в 1947 году передал его в Союз художников для художников-графиков. Он расположен в живописных дачных местах Подмосковья. Сюда приезжали работать П. Корин, И. Грабарь, Б. Иогансон, С. Чуйков, Е. Кибрики т.д.Итогом двухмесячного пребывания в Доме творчества становились  выставки станковой графики, издание книг с иллюстрациями.  Во многих городах России в результате активной деятельности «Челюскинской» сложились свои художественные графические школы.
Все работы, представленные на выставке, созданы на «Челюскинской» и в Куйбышеве в   1960 -1970 -е годы.В то время художник работал в технике офорта и сухой иглы (разновидность офорта без травления кислотой). Сухая игла - наиболее любимая им «импрессионистическая» техника, позволяющая создавать сложные растяжки по тону. Изображение процарапывается по цинковой пластине, потом покрывается специальной краской, которая остается в углублениях при удалении ее с пластины. При печати на бумаге слегка нечеткие линии придают всей поверхность листа приятную бархатистость.

Главная тема творчества К.Ф. Печуричко в те годы – человек труда, человек творческий.  Его любимые жанры – портрет и тематическая композиция, реже – пейзаж. Образы, созданные художником, выразительные, динамичные, позволяющие отобразить дух эпохи.  «Художник М.И. Фейгин».1965. Мягкий лак, «Художник В. Горяев». 1973.Мягкий лак – это портреты руководителей графических потоков на «Челюскинской», известных мастеров того времени. Сочетая принципы портретной репрезентации с камерностью, философичностью, Печуричко при помощи мягкой, «живописной» линии создает образы Творцов, слегка рефлексирующих и углубленных в себя. И при этом видно, что именно они –главные герои времени, несущие в себе высокий пафос созидательной работы.
Монументальные образы, идущие отчасти от сурового стиля, мы видим в офортах «Цех плавки металла». 1974, «Станкостроители».1974. Здесь героика трудовых будней воссоздана при помощи линии более жесткой, волевой, необходимой для придания листу парадного, репрезентативного характера.
В офортах 1974 года «Шахматы» и «Этюд с натуры» мы видим бытовые сцены повседневной жизни людей – игроков в шахматы и молодых художников, рисующих обнаженную натуру. Здесь автор блистательно решает и чисто формальные задачи, и образные, содержательные. Мы погружаемся в кипучую жизнь людей, увлеченных своим делом и передающим зрителям свою энергию и энтузиазм.

Офорт «Совещание рационализаторов» (1974 г.) интересен своими композиционными находками, идущими от авангарда и появившимися в графических техниках в 1960 -1980 – х годах. Здесь применяется принцип монтажа, позволяющий совместить пространство с плоскостью, придать бытовой сцене метафорический характер. Простота мотива (на переднем плане мальчик пасет гусей, на заднем – сельсовет с сидящими перед ним двумя колхозниками) сочетается с фланкирующими композиционными вставками, не имеющими, на первый взгляд, отношения к сюжетному действию. Но именно они (к примеру, изображение в верхней части листа перчатки механизатора) придают работе характер отстранения (термин введенный Виктором Шкловским для анализа литературных произведений, но вполне допустимый и в искусствоведении), когда пространство отображается как нечто странное, непривычное, словно впервые увиденное.
Графика в 1960-1970 – х года была одним из наиболее интеллектуальных видов изобразительного искусства. Основные идеи времени выражались при помощи более сложных, рафинированных, современных приемов. Все эти качества в полной мере присущи творчеству художника Константина Федоровича Печуричко, более известного в Краснодаре своими живописными произведениями – городскими  пейзажами  и сюжетными  композициями на казачью тему.

  Член АИС Татьяна Соколинская