Центр Мироздания

02.03.2024

Вера и есть любовь, ибо истину нельзя

                                                           познавать, не любя ее: она открывается

                                                           только любви…

                                                                                            С.Н. Булгаков

            Для Сергея Нагорного женщина – это центр Мироздания. Так было всегда. Уже в молодости у него возник культ женщины и природы (и женщины как природного явления, как цветов жизни), поэтому главными его жанрами стали женские портреты, ню, пейзажи и цветочные натюрморты.  Другой особенностью его художественной концепции стал принцип диалога с классикой.   Это проявилось и в своеобразии тем и сюжетов, и в технологии.   Помимо масляной живописи художник развивает технологические традиции классической пастели, обогащенными собственными новациями. Нагорный – один их четырех современных художников Кубани, которые последовательно используют технику пастели, формально относящуюся к графике.  Но, по сути, это живопись.   Еще одной особенностью эстетики Нагорного стала опора на Серебряный век русской культуры. И не только в изобразительном искусстве, но и в поэзии и прозе. Из ста пятидесяти любимых книг знаковыми для него являются Антон Чехов, Иван Бунин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Владимир Набоков, Иосиф Бродский, Геннадий Шпаликов. Все они много писали о любви. Этой теме было посвящено и все творчество   Амедео Модильяни.

           Сергей Нагорный родился в 1955 году в поселке Верхняя Инта Коми АССР (в 10 километрах от полярного круга), куда по распределению из мединститута приехала его мать и где она вышла замуж. Потом семья переехала на Украину, в Знаменку, что недалеко от Киева. А когда Сергею исполнилось 10 лет семья вернулась в Краснодар. Здесь он окончил музыкальную школу по классу скрипки, а в 1977 году – Краснодарское художественное училище. С 1978 по 1983 год Нагорный учился на графическом отделении Ленинградского художественного института живописи, архитектуры и скульптуры им. И.Е. Репина. Руководителем по диплому был известный русский и советский график Владимир Ветрогонский. Но главными учителями, по словам Нагорного, были для него Русский музей и Эрмитаж. По распределению молодой художник поехал в Сибирь, в Кемерово, где работал преподавателем в Кемеровском художественном училище, практикуя индивидуальный подход к каждому ученику. В Краснодар Сергей Нагорный вернулся в 1998 году уже сложившимся мастером, который участвовал в выставках одной из лучших московских галерей – «КРОСНА», на ЦДХ на Крымском валу, в Германии (Гессене, Касселе, Ганновере) и Франции.   Потом он стал выставляться в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко, ККВЗИИ, частных галереях Краснодара. Всего же на счету художника 60 групповых и персональных выставок.   Работы хранятся в 10 странах Европы, Австралии, Канаде, США.

         Сергей работает под музыку. Обладая абсолютным слухом, он слышит, чувствует и осознает родство живописи и музыки.    В своем творчестве применяет принципы синестезии, используя общие законы этих искусств. 

      Нагорный усовершенствовал технологию голландской пастели 15-16 веков, что позволило создать произведения, которые могут храниться более 800 лет.   И сейчас он работает голландской пастелью фирмы «Рембрандт». К классической технологии он добавил свое ноу-хау. Используется оригинальная имприматура, фактурная поверхность листа усиливает декоративность, выразительность, яркость образов.  Листы не покрываются кракелюрами, не жухнут.        

       Художник намеренно не ставит подписей под своими работами, потому что, если они не проданы, он продолжает, иногда десятилетиями (как Леонардо да Винчи над «Моной Лизой»), работать над картинами. «Мадонна в гроте» (Картон, пастель) – постмодернистский, светский вариант классического образа. Мастер виртуозной, энергичной, взрывной линии, автор создает альтернативную историю девы Марии.  При этом он стремится быть близким не букве, а духу эпохи Возрождения, в которой впервые пересеклось божественное и земное, а художники писали мадонн с земных женщин.

      Для Нагорного женщина - всегда Мадонна, Венера, королева, Незнакомка. Он ценит в ней «вечную женственность», окутанную тайной.     Он славит  любовь, сошедшую со страниц средневековых романов о рыцарях и прекрасных дамах. При всем эротизме по большому счету это любовь духовная. Отказываясь от натурализма, обобщая и стилизуя, Нагорный создает образы, наполненные метафизическими смыслами. Он как бы иллюстрирует Эрос и Логос – две категории из философии Платона о сущности любви.   Нагорный, следуя за Платоном, рассматривает земную любовь как ступень к любви небесной, видит за телом душу, за мимолетной красотой вневременную красоту добра и Бога.

       Искусство Нагорного пронизано античной философией и мифологией.     Космос родился из Хаоса, День из Ночи утверждал Гесиод, а Сергей Нагорный увидел в этом рождении гармонию («Гармония хаоса». Картон, пастель). В ритме беспредметных линиях и пятен появился новый прекрасный мир, который невозможно описать словами и реалистическими образами.  

     За многие годы сложилась своя иконография, присутствующая и в картинах, и в портретных образах: утонченные лица-лики, созданные упругой линией, декоративным пятном, раскосые глаза, длинные волосы. В них есть что-то от античных театральных масок, выражающих разные состояния персонажей. Это такие   морские сирены, которые могут своим пением погубить моряков, заколдовать их, наяды, нимфы, русалки, а также берегини, которые, наоборот, защищают тех, кого любят.  Фольклорные образы, мифология – вот та среда, из которой выходят эти прекрасные и опасные существа.   Художника редко интересует бытовая жизнь людей, он скорее погружен мыслями в историю искусств и философию, но все же он работает с натуры и все его фантазии рождаются не из чистого эфира, а из наблюдения за бытием современных женщин. Символическая и непостижимая вечная женственность и жизнь реальная – разные грани Прекрасной дамы.  

    Влюбленный в женщин, Нагорный видит их королевами (портрет «Королева». Холст, масло), Мадоннами, Венерами, героинями Гомера («Пенелопа». Картон, пастель).  Пластическими средствами он передает состояния женской души, настроение: радость, медитацию, гнев, горе, счастье, спокойствие, нежность. Он часто черпает вдохновение из литературных текстов. Пастель на картоне «Мне нравится, что вы еще при мне…» написана по мотивам известного стихотворения Марины Цветаевой. Это не иллюстрация, а соавторство с русской поэтессой. Образ юной обнаженной девушки выражает состояние безмерного горя. Фигура вписана в овал, слегка по диагонали, виртуозно работает линия на плоскости, ритм и пятно.  Но почему-то эта работа, как и многие другие, вызывает ассоциации с античными мраморными скульптурами.

        «Судьба» (Картон, пастель) – это произведение о мистическом союзе мужчины и женщины, союзе, который совершается по велению космических, природных сил. Для художника важна характеристика женского образа.  Именно к ней приковано внимание зрителя.  Капризная дама, осознающая свою красу, принимает любовь мужчины, которого художник изображает со спины. 

      Искусство Нагорного пронизано античной философией и мифологией.     Космос родился из Хаоса, День из Ночи утверждал Гесиод, а Сергей Нагорный увидел в этом рождении гармонию («Гармония хаоса». Картон, пастель). В ритме беспредметных линиях и пятен появился новый прекрасный мир, который еще невозможно описать словами и реалистическими образами.  

      В основе пастели «Зачатие» («Картон, пастель») древнегреческий миф об андрогинах – рассеченных пополам древних существах, из которых получились женщины и мужчины, неистово стремящиеся друг к другу для обретения целостности и вечной жизни. Это композиция, в которой    фигуративное и абстрактное образует своего рода взрыв, пластически очень красивый, эффектный, динамичный (что-то вроде оргазма, если его вообще можно изобразить средствами изобразительного искусства).

     Парадоксальность творчества Нагорного в том, что он через такой жанр, как ню, который используется в учебной программе вузов и художественных училищ для изучения анатомии человека, наполняет самыми разными смыслами. Так поступали и художники Возрождения, изображавшие своих современниц в виде Венер и Мадонн. 

    Многих художников интересуют философские вопросы рационального и интуитивного познания мира («Алгебра и гармония 1». Картон, пастель), но немногие задают его, изображая красивую даму на фоне черного квадрата. Вопрос это риторический, но каждая эпоха задает его снова и снова.

    Романтическая, мечтающая девушка («Мечты». Картон, сепия), окруженная стилизованными птицами, ногами наступает на птиц. Она мечтает о возвышенных предметах, но уже готова растоптать свою мечту. Такого рода иносказания пронизывают творчество Нагорного. 

     Многие работы художника воспринимаются как метафоры, за которыми видны скрытые смыслы. Грех – это тоже способ познать себя. И совершая греховные поступки следует помнить, что, как говорил библейский царь Соломон «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» («Грехопадение». Картон, пастель). Библия – это один из тех текстов, на которые ориентируется мастер.

        При всей любви к внешней женской красоте, художник создает образы, насыщенные глубокой психологией и сильными драматическими переживаниями («Вдова». Холст, масло). Обладая талантом и мастерством в области пластики, он разыгрывает своего рода спектакли, истории жизни. Слово, движение, театр, поэзия, а не только музыка присутствуют в его работах. Ирония и даже гротеск, предельная выразительность образов в работах «Двое и один» (Картон, пастель), «Медитация» (Картон, пастель) и «Никуда не поеду» (Холст, масло) - свидетельство о близости творчества краснодарского мастера   народной карнавальной культуре.

       Музыкальное образование помогает Сергею Нагорному создавать    исключительно красивые абстрактные композиции на тему музыкальных произведений («Шуберт. Соната». Холст, масло). Картина «Дым над водой» (Холст, масло) создана по мотивам легендарной рок группы Deep Purple, в творчестве которой ритм не убивает мелодию, драма не уничтожает лирику. Это одна из беспредметных работ, где ритм линий и пятен подобны музыке.   Музыкальностью проникнуты «Весенняя рапсодия» (Холст, масло) и «Симфония в желтом» (Картон, пастель). Нагорному близки идеи Василия Кандинского, изложенные в книге «О духовном в искусстве».   Цвета в палитре оказывают физическое воздействие на глаз человека и способны вызвать «внутренний резонанс» - эффект, при котором цвет соприкасается с духовным началом человека.   

     Творчество Нагорного пронизано Эросом, который ни в чем не уступает Логосу. «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо», - говорит Мефистофель своему ученику.  Именно этот вопрос является краеугольным для художника, как краеугольный камень в основании храма.  Без единства женского и мужского невозможна жизнь, невозможна культура, цивилизация, дети, будущее.

    Член АИС Татьяна Соколинская