Акварель мечты

02.04.23

Акварель – это одна из самых простых и самых сложных графических техник. Она позволяет ученикам художественных школ создавать вполне выразительные работы. А для сложившихся мастеров конца ХХ века она является техникой, требующей большого мастерства, которое возможно лишь в том случае, когда художник свободно владеет импровизацией. В этом случает она наиболее близка музыке и тем исполнителям, которые играют не по нотам, а умеют импровизировать. В акварели Михаил Архангельский виртуозно владел свободной живописной манерой письма. При этом он не только передавал свои чувства, настроения и впечатления, но и достигал художественной правды. Как правило, это правда была очень личная, связанная с актуализацией впечатлений от общения с самыми близкими людьми или с природой: «Памяти отца моего. Цветы» (1980), «Любимая» (2002).

Многолетняя дружба связывала Архангельского с ленинградским – петербургским живописцем, скульптором, мастером декоративно-прикладного и монументального искусства, преподавателем и своеобразным философом Владимиром Лубенко. В один год (1958) они поступили в Краснодарское художественное училище. Потом Лубенко стал студентом Ленинградского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, а Архангельский в течение трех лет был вольнослушателем этого института. Их сближала беззаветная любовь к искусству и уверенность в том, что через искусство человек достигает духовного совершенства. Оба художника любили юг России, Сочи, море, южную природу. Иногда они работали в поселке Детляжка, на даче Михаила Архангельского. К 1977 году относится акварель «Лубенко за работой».

Общение в Владимиром Лубенко, который был не только художником-практиком, но и теоретиком, выходило за рамки обычной бытовой дружбы. Архангельский и сам был склонен к философскому и поэтическому осмыслению мира. Он был автором лирических стихов и вел дневник, в котором отражались его взгляды не только на искусство, но и на жизнь. Он был интересен сам себе. В разные периоды творчества художник создал несколько автопортретов в технике живописи и акварели. В автопортрете 1964 года он написал себя в тельняшке, в виде «морского волка».

Он создавал образ времени, когда люди собирались на своих кухнях и вели долгие споры о России, о роли художника в обществе, о смысле жизни, о женщинах и любви: «Ночные философы» (1970). Это могли быть и жанровые произведения, изображающие, например, двух дам приятной наружности, склонных посудачить «Две подруги» (1977).

Он был искренним. Никогда не писал то, что было противно его природе. Не умел работать на заказ, разве что это были женские портреты. В то время, как многие пыжились, чтобы отразить свое время и заслужить похвалу от выставкома, Архангельский отражал свою эпоху гораздо глубже, на сущностном уровне. Он знал что-то о человеке, что относится к категории вечных ценностей. Он не писал рабочих и колхозников, он писал людей, любил их и восхищался божественными дарами природы. Природу творчества Архангельского можно определить словами Рубцова:

Но если нет

Ни радости, ни горя,

Тогда не мни,

Что звонко запоешь,

Любая тема –

Поля или моря

И тема гор –

Все это будет ложь!

Как многие пейзажисты, Архангельский был странником. Много ездил по стране.  Писал многочисленные пейзажи черноморского побережья: «Лазаревское» (1971) «Новороссийский порт (1974). «Псебай» (1972), «Псекупс» (1971), «Туапсинский порт» (1970). Реке Кубани посвящены множество работ, в том числе акварели. Художник обращался в Кубанское речное пароходство, и директор разрешал ему быть пассажиром на баржах, которые везли песок и другие строительные материалы. У него было только 10 -15 минут, чтобы написать тот или иной мотив на реке. Медленная баржа поворачивалась на изгибах реки, и ландшафт менялся - нужно было быстро начинать писать другую работу. Это была школа обучения импровизации («Река Кубань».1964).  Не зря среди всех музыкальных жанров джаз был для него наиболее любимым.  

Он жил по Библии: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий». Он любил Кубань и был ее рыцарем, поэтом. Только портреты он писал в своей краснодарской мастерской. Его мастерской была природа. Ему тесны были стены, а нужен был воздух, земля и небо, горы и море. Лоо – маленький поселок среди большого Сочи стал его творческой родиной на несколько десятилетий («В саду». 1970, «Кипарисы» (1970), «Пленэр» (1970).

Была еще Греция, куда он в начале 1990 - х вместе с друзьями пришел на яхте. Но это не была родина. И через 5 лет художник вернулся домой. Последние 20 лет Михаил Архангельский провел на своей даче. Писал мажорные, декоративные пейзажи, живописные картины. На выставке представлены акварели раннего периода (1960-1970-х годов), когда его переполняла энергия молодости, счастья, радости. И этим своим счастьем он был готов поделиться со зрителями.

 

Искусствовед, член АИС Татьяна Соколинская