Материнское сердце России
Десять лет назад у директора галереи Нины Стрижовой родилась идея художественного проекта «Материнское сердце России». В него сразу вошли лучшие художники Кубани: Булгаков Г.А., Мордовин В.К., Коновалов И.Я., Бирюков В.И., Солуянова Р.И. Папко В.Ф., Паршков А.А. и Пугач И.В. И сейчас проект пополняется новыми именами. Общеизвестно, что у «России женское лицо». Эту мысль неоднократно развивали русские философы и поэты – Николай Бердяев, Федор Тютчев, Александр Блок. Роль женщин в нашей стране несравнима с их общественным положением в других странах - европейских и азиатских. Именно женщины взяли на себя тяготы работы в тылу во время Великой Отечественной войны, именно они поднимали экономику в послевоенный период. И в творчестве многих российских художников они чаще выступали в качестве Матери (в широком смысле этого слова), чем Музы. Именно об этом выставка «Материнское сердце России».
Участники выставки подчеркивают глубинное, человеческое и Божественное, свойство женщины быть хранительницей семьи, рода, социума, культуры. Большинство авторов представляют портреты своих матерей; у других – это символические образы, развивающие иконографию Богоматери.
Третьи написали портреты женщин, как по заказу завода или колхоза, так и по зову души, заинтересовавших их своей типической внешностью, ярким характером. Среди них есть представители разных профессий – рабочие, крестьянки и представители интеллигенции.
Но в любом случает перед нами образы - архетипы, в которых присутствуют Лики, а не лица салонных красавиц. Они являют собой Вечное, Женское, и при этом в них живет память истории России ХХ века и СССР, в них отчетливо видна характеристика эпохи.
Три основные направления (реализм, неоимпрессионизм и неосимволизм) позволяют расширить жанровый диапазон выставки. Здесь и парадные, и камерные портреты, жанровые композиции с детьми. Бытовое и сакральное в единстве представляют весь спектр человеческой жизни, где есть место быту и Бытию.
Самая ранняя из представленных картин датируется 1947 годом. Это «Портрет матери», написанный на плащ – палатке только что вернувшимся с фронта молодым художником Г.А. Булгаковым (1916-2011), впоследствии заслуженным художником РСФСР. Он создает образ женщины, которая всю войну ждала сына с фронта и жила все эти годы с молитвами о его возвращении. Начинающий художник увидел свою мать уставшей от бремени забот, легшей на ее плечи. Булгаков написал психологический портрет русской женщины середины ХХ века. И сколько в ней любви и нежности.
Мастер натюрморта, портрета и тематической картины Р.И. Солуянова (1914-1986) представлена картиной «Воспоминания» (1975), имеющей автобиографический характер. Пожилая, прожившая жизнь женщина склонилась над календарем, на котором написано 9 мая. Простой сюжет, но сколько в нем смысла. Художница не понаслышке знала, что такое женский и детский труд в годы Великой Отечественной войны. В молодости она училась в Ленинграде. Участвовала в обороне города вместе с однокурсниками-художниками, а после войны – в восстановлении его из руин. В 1946 году награждена правительственной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В её понимании события Великой Отечественной войны не имеют срока давности. Об этом её работа «Воспоминания».
Картина народного художника РСФСР, члена – корреспондента Академии художеств СССР В.К. Мордовина (1915-1982) «Ожидание» (1978) представляет собой жанровый портрет матери, которая ждет своего сына с войны. Чтобы разрушить статичность образа, художник изображает свою мать в действии: она вяжет сыну шерстяные носки. И это действие представляется почти ритуальным: миллионы жен и матерей вязали носки для своих мужей и сыновей.
Символическая композиция заслуженного работника культуры РСФСР И.Я. Коновалова (1919-2013) «Окопные сны» (1970) – автобиографична и посвящена сну двух солдат, ненадолго уснувших после боя. Художник часто рассказывал о снах, когда ему - пехотинцу приходилось засыпать в окопах на мёрзлой земле. А во сне являлась мама и среди зимней стужи снились кубанские вишни и черешни. Все образы погружены в холодную сине-голубую цветовую гамму. Это сон накануне боя, из которого не все выйдут живыми.
Участник Великой Отечественной войны, заслуженный художник РФ В.А. Онищенко (1925-1991) представлен полотном «Портрет учительницы». Это типичный реалистический, с элементами романтической приподнятости портрет 1950-1960-х годов, написанный крепкой рукой мастера достаточно пастозно, выразительно. Среди атрибутов профессии молодой учительницы: книги и тетради на столе, бюст, возможно, Пушкина, две репродукции или небольшие картины в рамках. Сама учительница сидит в кресле в вязанном платке на плечах; строго и прямо она смотрит на зрителя. Все элементы портретной репрезентации соблюдены. Онищенко создал портрет эпохи, когда роль интеллигенции в обществе, в частности, учителей, считалась важной и почтенной.
Заслуженный художник Республики Адыгея П.Д. Филиппенко (1926-2019) представлен тематическим полотном «Вечер» (1992) и парадным портретом «Мать», посвященным женщинам, которые ждут своих мужей и сыновей с войны. Филиппенко избирает драматические сюжеты. На картине «Вечер» мы видим сцену в адыгейском ауле. Шесть адыгейских женщин окружили светловолосую (грамотную) девочку, изображенную со спины, которая читает письмо с фронта. А в портрете «Мать» автор показывает героиню в полный рост, в интерьере простой хаты, но при этом образ получается вполне монументальным.
Картина Г.Т. Клюжина из Республики Адыгея «Купание. Воспоминание о матери» (1970-85) – это жанровое произведение, пронизанное ностальгией по суровому военному детству. Действие происходит в доме с русской печью, перед которой художник изображает свою мать и себя – маленького мальчика, стоящего в тазике, в котором и происходит процесс омовения. И это вызывает в сознании, как это ни странно на первый взгляд, отсылки к православной иконографии Крещения, в которой мать выступает в качестве Иоанна Крестителя, крестом и водой осеняющего свое дитя.
Заслуженный художник РФ В.Ф. Папко видит своих персонажей в контексте истории, подчеркивая их социальные и социокультурные смыслы. Его образы – это жительницы кубанской глубинки. Картина «Советская Мадонна» (2006 г.) монументальна по языку и содержанию. Художник соединяет лирику с эпосом. Он сочетает иконографию Божьей Матери со светской живописью, внося в иконописную традицию социально-исторический смысл. В центре вертикальной композиции женщина с двумя детьми. Это образ женщины-матери, проводившей мужа на Великую Отечественную войну и взявшей в руки серп, чтобы убирать урожай. Папко изображает простую женщину как Богоматерь, отвечающую за детей, дом, мирную жизнь. Внизу, под ее ногами – ад войны, вверху – переосмысленные образы защитников Родины. Нарративный характер картины делает ее ясной для прочтения, несмотря на видимую сложность композиции.
Заслуженный деятель искусств Кубани О.А. Салькова представлена работой «Мама», написанной в 2006 году в память о своей матери. Этот портрет – камерный, лирический, нежный. Здесь не столько социальная или символическая характеристика, сколько отношение художницы к престарелой матери, которая уже превращается в некую духовную субстанцию, тихо уходя из нашего мира. Её мама прожила долгую жизнь – 99 лет.
Ейский художник Ю. П. Коротков (1936 г.р.) из поколения детей войны, крестник великого борца Ивана Поддубного. Картина «Мама Лиза» (1992) написана в то время, когда его матери уже было немало лет. Художник создал портрет-характеристику. В нем помимо индивидуальных черт присутствует портрет времени и одновременно интимный мир женщины, прожившей долгую жизнь и познавшей тяготы войны и оккупации. Мы обращаем внимание на многочисленные морщины на руках и лице, на ее увлечения (любимое многими женщинами в том время лекарственное растение алоэ в горшке). Коротков изобразил свою мать в ее комнате в тот момент, когда она прочитала письмо (возможно, от сына) и сняла очки. Перед ней чайная чашка с блюдцем из сервиза Краснодарского фарфоро-фаянсового завода «Чайка», распространенного в 1970-1990 годы. Образ исторического времени автор создает через предметы быта, окружающие героиню.
Заслуженный художник Республики Адыгея В.И. Бирюков показывает серию погрудных женских портретов «Женщины из бригады коммунистического труда», написанных в 1959 году. Здесь живописец раскрывает характеры каждой из героинь. Судя по всему, перед каждым сеансом портретирования работницы приводили себя в порядок: делали прическу, надевали праздничные платья, то есть хотели видеть себя красивыми. И получились четыре образа разных возрастов, словно олицетворяющие собой весну, лето, зиму и осень. При всей социальной значимости серии художник хочет видеть в женщинах природные явления.
Тема детства - любимая в творчестве Н.И. Самгиновой, матери пятерых детей. Она представила жанровую работу «Рыбачок», в которой изобразила своего сына в детстве за ловлей рыбы. Каждый мазок на ее холсте дышит любовью. Сочетая классическую живопись с передачей настроения, этюдностью, она создала романтическую картину, полную чувств матери к сыну.
Картина А.А. Паршкова «Полдник» (1993) полна скрытых смыслов. С одной стороны кажется, что это жанровая работа из жизни кубанской станицы. Семья, представленная тремя поколениями, собралась за столом под деревом во время обеда или вечером. Художник избегает повествовательности. Все образы погружены в своего рода медитацию. Им не нужно разговаривать друг с другом. Каждый из них занят своим обычным делом. Но это не конкретные люди, а обобщенные образы, вырастающие в символы прошлого, настоящего и будущего. Паршков – художник-философ и работает с философскими категориями. Он объединяет на одной картине время и вечность. Жизнь сельского человека на земле подчинена природным ритмам: сев, жатва, любовь, семья, дети, прошлое и будущее. И дерево, под которым собралась семья, это языческое и библейское Древо Жизни.
Завкафедрой графики КубГУ Е.И. Саяпина представила два портрета матери. Они оба погрудные, но мы видим разные состояния. Первый - репрезентативный, парадный, величественный, второй более лирический с жанровым смыслом. Мама художницы изображена как любительница поэзии, с книжкой стихов в руках. Портреты близких людей – любимый жанр Саяпиной. Вглядываясь в любимые черты, она находит все новые качества портретируемых. Художница исследует их, иногда наделяет социальными характеристиками, иногда психологическими.
Работы лауреата Краснодарских краевых конкурсов произведений изобразительного искусства (биеннале) И.В. Пугача всегда выделяются среди других своим языком, в котором присутствует современный взгляд на традиционные ценности семьи и православной веры. Жанрово-символическая картина «Я люблю смотреть, как вы спите» (2013) представляет собой композицию, вписанную в круг и квадрат, в центре - младенец, по сторонам которого фланкирующие его образы отца и матери. Ребенок – это центр мироздания, по мнению многодетного отца Игоря Пугача, это нежный росток, оберегаемый родителями.
Самая молодая участница выставки живописец Н.С. Хаустова-Измалко «Мама. Кубанское лето» (2020) видит свою мать молодой и красивой, что художница откровенно подчеркивает, любуясь ею, изображая ее среди зелени и цветов. Она стоит почти в полный рост под раскидистым деревом, а в руках у нее цветущие подсолнухи - символ середины лета и человеческой жизни.
Выставку в какой-то степени освящает Икона Богородицы «Живоносный источник». Для всех христиан Богородица служит источником Жизни. Матери Божией обращают свои молитвы об утешении, заступлении, помощи и избавлении от бед.
Член АИС Татьяна Соколинская