Кавказ подо мною

18.05.2025

Выставка посвящена Дню рождению А.С. Пушкина, как явлению знаковому в русской культуре; она насыщена поэзией в красках. И дело не только в том, что художники вдохновлялись творчеством А.С. Пушкина, но сама тема подразумевает возвышенный, романтический взгляд на мир.  Горы всегда были символом свободы, величия и красоты. Люди уходили в горы, стремясь обрести покой, отдохнуть от городской суеты, поправить здоровье. Альпинисты и горные туристы видели здесь место силы, где можно показать свое мужество, поднявшись на вершины и почувствовать себя выше всех. И в творчестве представителей русской культуры, особенно поэтов и художников, Кавказские горы всегда занимали особое место. Они  забирались на вершины и видели оттуда  мир во всей его полноте. Природа и человеческая жизнь осознавались сверху совсем иначе – экстремальнее, ярче, насыщеннее неординарными чувствами и поступками. И Пушкин на Кавказе чувствовал себя свободным от надзора царя. Здесь он встречал декабристов, отправленных в ссылку, и казаков – таких же свободных и сильных духом людей, защищающих южные рубежи России.

Художественную галерею «САНТАЛ» с именем А.С. Пушкина связывает то, что в этом доме по ул. Коммунаров, 58 с 1969 г. по 1976 г. проживала звезда немого кино Ирина Николаевна Володко (Кулешова), сыгравшая в 1927 году роль Натальи Николаевны Гончаровой в фильме режиссёра Владимира Гардина «Поэт и Царь». И сегодня на центральном фасаде здания  можно увидеть мемориальную доску, посвященную ей. Теперь актриса в романтической шляпке пушкинской эпохи навсегда поселилась здесь, связав свою судьбу с женой поэта. Этот старинный дом таким образом объединяет современность с прошлым, свидетельствуя о творческом диалоге мастеров культуры разных  эпох, о бессмертии слова и изображения.

Преподаватель художественно-графического факультета И.И. Захаров всю свою жизнь посвятил жизни и творчеству А.С. Пушкина. Наиболее востребованной оказалась тема «А.П. Пушкин и Кавказ». Он написал множество исторических картин о жизни поэта и создал в живописных произведениях иллюстрации его произведений. На выставке представлены работы, созданные в разные годы. Некоторые из них имеют одинаковое название - «А.С. Пушкин на Кавказе». 

Захаров создал летопись странствий Пушкина по Кавказу. Известно, что поэт в период своей южной ссылки в 1820 году виделся во время путешествия с друзьями-декабристами. Эта тема не раз возникала в произведениях живописца. Он пользовался большим справочным материалом из «Кавказского дневника», который лег в основу «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», и воспоминаний людей, встречавшихся с Пушкиным во время странствий. Например, художник читает фразу, что поэт «провел несколько дней в любезном и веселом обществе» и сочиняет композицию, на которой Пушкин изображен в окружении светских женщин и мужчин («Пушкин на Кавказе».2003. Холст, масло). Или поэт пишет стихотворение («Был и я среди донцов, гнал и я османов шайку…»), и рождается картина («Пушкин на Кавказе». 2015. Холст, масло). Важным оказалась его встреча в Пятигорске с первым кабардинским ученым и просветителем Шорой Ногмовым. Известно, что Пушкин исправлял его переводы песен с адыгейского на русский, а Ногмов в ответ помогал собирать кавказские народные предания («А.С. Пушкин и Ш.Б. Ногмов в Пятигорске в 1820 году». 2008.Холст, масло). Помимо картин Захаров – автор серии пейзажей, сделанных в ауле Гимры в Дагестане.  А в работе «Пушкин в Екатеринодаре» (2010.Холст, масло) художник, верный историческим фактам, на заднем плане изобразил Свято Екатерининскую церковь (еще деревянную, выполненную в стиле украинского барокко).

Пейзаж – один из главных и любимых жанров на юге России. И художники издавна избрали Кавказ местом своего пленэра, по итогам которого в мастерских создавались большие тематические картины.

Этюд-картина «Предгорье Кавказа» (1972. Картон, темпера) Заслуженного художника РСФСР Г.А. Булгакова (1916-2011) сочетает в себе чувство и рассказ о величии и красоте Кавказских гор. Монументальность горных ландшафтов сочетается с пленэрным подходом в живописи.Для Булгакова – реализм был альфой и омегой его творчества. И в горных пейзажах присутствует  документальность и художественная образность. Жанровое составляющее его художественного мышления, эстетика, основанная на правде, показывает Кавказ и повседневную жизнь людей такими, какими они были в момент написания этюдов или картин.

Заслуженный деятель искусств Кубани Н.П. Турков (1933 г.р.)  – человек возрожденческого типа. Он занимался в разные периоды своего творчества мелкой пластикой, фарфором, керамикой, монументальным искусством, живописью и графикой. На выставке он представлен этюдом «В верховьях Кубани» (1988.Картон, масло). Небольшая, но монументальная по языку работа – это, по сути, жанровая картина, в которой есть все: пасущиеся   стада и палатки с туристами на переднем плане, на среднем плане - домики местных жителей; и над людьми и животными возвышается Кавказ «как грозный часовой» - величественный и царственный.

Горы, увиденные глазами туриста и альпиниста, – главная и, по сути, единственная   тема Заслуженного художника России, путешественника, члена экспедиционного центра Краснодарского регионального отделения Русского географического общества С.В. Дудко (1948-2019). Он – единственный в России художник, всю свою жизнь посвятивший изображению высоких снеговых гор. Романтический пейзаж высокогорья рождался в экстремальных условиях, когда замерзали краски и приходилось разбавлять их керосином. Карта его странствий – от Кавказа до Альп и Гималаев. Дудко часто писал портреты гор (Монблан и по пути войск А.В. Суворова, высочайшую вершину Земли Эверест и самую опасную для альпинистов и вторую по высоте гору К2).  В экспозицию вошли две работы: «Западный Кавказ, Узункол. Горы Двойняшка и Далар в конце лета» (2005.Холст, масло) и «Центральный Кавказ. Ледники Кашка-Таш, пики Вольная Испания и Бжедух» (1993.Холст, масло).

Много работ посвятил Кавказу заслуженный художник РФ В.Ф. Папко. Это и пейзажи, и жанровые картины. Его всегда интересовали исторические события, проходившие в Краснодарском крае. Например, сейчас в Камышановой поляне природный заказник, но недавно еще был Камышанский лесозаготовительный участок, для которого строили железную дорогу. Кипела жизнь. Именно об этом картина «Из прошлого Камышановой долины» (2021.  Холст, масло). В ней художник обращается к эпохе своей молодости. На переднем плане мы видим строителей, вокруг молодых художников с мольбертами и на заднем плане – заснеженные вершины, которые словно наблюдают за деятельностью людей.  Образы строителей    сроднились с Кавказскими горами.  Символизм этой сцены в единении природы и человека, включенного в вечный круговорот жизни.   Другая работа «Поселок в горах» (2006-2007.Холст, масло) – очень характерная для Папко. Простая жизнь сельских жителей, небольшие домики, приусадебные участки, куры на улице – и все это освещено заходящими лучами солнца, которое усиливает красный цвет черепичных крыш.

Ландшафты Северного Кавказа неотделимы от Черного моря. Немного на Кубани маринистов, но практически все пейзажисты в то или иное время увлекались морской темой. На выставке представлены марины В.Ф. Папко («Дом у моря». 1996. Холст, масло) и Е.И. Саяпиной («На Черном море». 2009. Холст, масло). Заведующая кафедрой графики КубГУ, доцент кафедры живописи Е.И. Саяпина сочетает академическую и пленэрную живопись. В одном из интервью она процитировала слова Л.Н. Толстого о том, что «главная цель искусства – высказать правду о душе человека». Вот этот психологизм в сочетании с позитивным мироощущением художница видит не только в портретной живописи или в тематических картинах, но и в пейзажах. Она также любит цитировать слова В. А. Серова о том, что он хотел писать «только отрадное».  Передача чувств и настроений   автора, его сопереживания по поводу бесконечных изменений, происходящих в природе, трансформируется в передачу состояний конкретных ландшафтов, будь то горы или море («В горах». 2022.Холст, масло и «Лето в горах». 2025.Холст, масло).

Среди кубанских художников, по преимуществу отдавших свою жизнь пейзажу, М.В. Архангельский (1937-2006) занимает особое место в искусстве Кубани. Уникальность его в том, что большинство пейзажей написаны в поселке Детляжка, в горах, в шести километрах от моря. Безудержные чувства художника требуют стиля яркого, декоративного, мажорного. Его язык близок постимпрессионизму, он поэтический в своей основе. Недаром, что А.С. Пушкин – любимый поэт Архангельского, который помимо изобразительного искусства сам писал стихи и хорошо разбирался в поэзии. Помимо живописи художник занимался и графикой («Горный пейзаж». 1972.Бумага, пастель, «Горы Псебая» (1972.Бумага, темпера).

В.С. Яковлев представил на выставку пейзаж «Река Белая» (2024.Холст, масло), написанный в импрессионистической манере, широко и свободно. Река Белая – один из любимых туристических маршрутов для многих краснодарцев. Часто она «позировала» и живописцам. Яковлев избирает место, близкое к истокам, где река еще не набрала свою силу и еще кажется широким ручьем, не опасным для сплава. Для художника было важно показать «райский» уголок на Северном Кавказе. Для этого он создает ландшафт, на первый взгляд,полный гармонии и покоя. Но две горы, между которыми течет река, ведут друг с другом своего рода конфликт темного и светлого, теплого и холодного. Одна гора освещена заходящем осенним солнцем, она дружественная для человека, другая находится в тени и несет в себе энергию приближающейся зимы, холода.  В целом это очень красиво. В природе, как и в человеческой жизни, все нестабильно, но тянется к свету.

Если у жителей Краснодара в походах по горам присутствует своего рода экзотика, то для жителей Республики Адыгея горы – это место их повседневной жизни, где есть место и будням, и праздникам. И художники, живущие в Майкопе и других местах РА, видят Кавказ как свой дом, в котором прошла жизнь их предков – отцов и дедов - и будет идти жизнь их потомков.

Заслуженный художник РА П.Д. Филиппенко (1926-2019) относится к старшему поколению художников Республики Адыгея. Он представлен тематическим полотном «Здесь стояла батарея (1986.Картон, масло), сюжет которого основан на реальной истории Великой Отечественной войны. На одной из горных вершин была расположена артиллерийская батарея, защищавшая Северный Кавказ от немцев. Сейчас на этом месте памятник, рядом с которым собрались ветеран войны и группа молодежи, которая слушает рассказ участника боевых событий.  Композиция построена на противопоставлении этих образов, которые осмысливаются в социокультурном смысле как диалог прошлого и будущего.

Ландшафты Северного Кавказа – главная любовь пейзажиста из Майкопа П.Г. Амасьяна (1922-2001).На выставке представлены две работы: «Отара у воды» (1965.Холст, масло) и «Пастуший балаган» на реке Це-це» (1984.Холст, масло). Это пленэрные жанровые пейзажи, написанные в свободной манере, когда художник добивается фактурного единства между живой и неживой природой. Здесь автор поэтизирует нелегкий труд колхозных чабанов, перегоняющих свои отары с летних пастбищ на зимние. Эти работы лирические, теплые, земные, наполненные глубокими человеческими чувствами.Т

ворчество майкопского пейзажиста В.М. Мехеда (1924-1998) посвящено Кавказу, который чувствовал себя странником по горам в философском и поэтическом смысле. Он создал свой, чем-то уникальный, тип романтического пейзажа. В отличие от тех авторов, которые предпочитают ландшафты, населенные людьми и животными, Мехед предпочитает пейзажи, в которых люди выполняют роль стаффажных фигур, необходимых для масштаба. Горы здесь величественные, монументальные, суровые. Живописец любит писать зимние виды, заснеженные, холодные, таинственные. Он использует все оттенки синего и голубого, черного и белого. Там уже не живут люди, а только горные орлы, туры, серны и снежные барсы. И еще бывают альпинисты и художники, которые видят в высокогорье каждый свое («Горные духи».1980-1993.Холст, масло). Некоторые пейзажи производят впечатление мрачных, потому что Мехед часто выходил на пленэр вечером, когда темно-синие и черные тени боролись с уходящими солнечными лучами. Что-то завораживающее есть в его работах, передающих состояние, о котором Лермонтов писал от имени горы Казбек, что «род людской там спит глубоко» («Зима в горах» (1994.Холст, масло), «Зимний маршрут» (1980.Картон, масло), «Закат на реке» (1972-74. Картон, масло).

Николай Райбац родился в городе Тырныауз Кабардино-Балкарской АССР. Живописные места Тырныауза привлекали художников со всей страны, они приезжали на пленэр, чтобы писать пейзажи в Баксанском ущелье – одном из самых живописных мест Центрального Кавказа, которое ведет к подножию Эльбруса. Николай Райбац – «гений места». Несмотря на многолетнюю жизнь в Краснодаре, главная тема его пейзажей – Баксанское ущелье.  Художник обращается к академическим истокам европейской живописи Нового времени. В его картинах господствует строгая архитектоника, соблюдается чередование планов в глубину, выделен центр, построены боковые кулисы. При этом автору удается передать ощущение свободы и естественности изображения.

К примеру, работа «Эль-Джурту», написанная в 2004 году, – яркий пример репрезентативного пейзажа-картины, в котором автор живописно и композиционными средствами добивается единства впечатления и монументальности. Живопись здесь, конечно, не совсем классическая. В ней чувствуется влияние пленэра, воздуха, света. Художник не столько любуется, сколько созерцает и размышляет. Ему в итоге удается создать героический, монументальный образ Кавказских гор. Это не малая родина, это Родина большая и могущественная.

Что бы ни случилось в истории, всегда будут возвышаться Кавказские горы, сияя своей гордой красотой. И будут новые поэты, плененные Кавказом, новые стихи и песни.И молодые художники будут писать все те же вершины, реки и нагорья. Горы дают ощущение свободы и полета. От лучших работ, представленных на выставке, это чувство возникает у зрителей.

Член АИС Татьяна Соколинская