САНТАЛ    Художественная галерея «Сантал»

Нам 25 лет !
  Главная >   Унесенные ветром
Главная
Новости
Галерея
Мастерская и салон
Пресса
Контакты
Обратная связь


«Унесенные ветром»


Михаил Валентинович Архангельский принадлежит к числу тех авторов, кто уже в семидесятые годы противопоставил соцреализму искусство, свободное, яркое, выразительное, уходящее корнями в традиции русского и французского модернизма и постимпрессионизма.

Михаил Архангельский родился 4 ноября в 1937 году в Краснодаре. Его отец работал токарем высшего разряда на заводе «Октябрь», мать была санитаркой в Первой городской больнице. После окончания школы юноша пошел работать помощником токаря на завод, где работал его отец. В 1960 году, после службы в армии, он поступил в Краснодарское художественное училище. Основанное в 1911 году благодаря стараниям известного собирателя и учредителя первой на Северном Кавказе картинной галереи Ф. А. Коваленко (1866-1919) и его единомышленников, оно во многом заимствовало систему обучения, разработанную Императорской Академией художеств.

В 60-е годы в училище преподавали сильнейшие преподаватели, выпускники лучших художественных учебных заведений СССР и Франции - Харьковского художественного института, Академии Жюльена в Париже.

Г.А. Аветисян, И.А. Амиян, А.А. Онищенко, Богоявленский, П. С. Калягин, В. В. Тевторадзе, В.М. Красин, И.Я. Коновалов — все они были очень разные по своим художественным взглядам, но их объединял высокий профессионализм, умение зажечь в студентах «искру божию». Историю искусства в то время вели К.М. Крицкий и В.А. Гребенюк.

Главное место в системе образования занимал рисунок, но для Архангельского не менее важной была и работа на пленэре, что способствовало раскрытию его таланта как пейзажиста и мастера натюрморта.

По окончании училища в 1965 году Михаил уехал в Ленинград, где несколько лет был вольнослушателем в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на факультете живописи в мастерской народного художника СССР А. Мыльникова.

В Краснодар он вернулся сложившимся художником. Ранние работы – пейзажи, натюрморты, портреты – сохранились на фотографиях, слайдах, репродукциях.

Жизнь художника проходила в странствиях, как тогда говорили, в поисках мотива. Регулярно работал на творческих дачах – в Горячем Ключе, на Творческой даче Союза художников им. И. Репина «Академическая». Очень любил Геленджик, куда ездил почти каждую осень – самое его любимое время года. Часто бывал в Коктебеле, Гурзуфе, Вышнем Волочке, Славянске-на-Кубани, Саратовской. С художником Мордовиным вместе проехали почти весь русский Север, бывали в Кабардино-Балкарии. И везде рождались картины, сотни картин. Художник работал быстро и с упоением. Отталкиваясь от натуры, он импровизировал, придавая пейзажам, натюрмортам декоративно- орнаментальный характер.

Осенью он ходил на сухогрузе по Кубани, писал пейзажи кубанских берегов. Требовалась большая скорость, чтобы написать этюд, пока корабль, борясь с течением, минует изгиб реки. Художник забирался в лесные чащобы за Горячим Ключом, имея в запасе лишь паек, соль и спички. Но из всех географических мест на земле самая большая любовь Архангельского – Детляжка, маленький поселок в районе Большого Сочи.

При этом Архангельского всегда манил голос дороги. Ему всегда хотелось посетить разные страны. И в 1990 году он уехал в Грецию, где прожил шесть лет.

В 1996 году он вернулся домой. Вернулся в свою Детляжку, которая для него не переставала быть главным источником творчества.

- В Греции все чужое, моя родина – Россия, - сказал как-то Михаил. Вся дальнейшая жизнь прошла в поездках между Краснодаром и Детляжкой, Сочи и Геленджиком.

И по количеству выставок он победил все возможные рекорды. За последние пятнадцать лет – двенадцать персональных выставок, каждая из которых требует, как минимум, пятидесяти работ. Восемь выставок в Краснодаре (Краснодарский художественный музей, Краснодарский краевой выставочный зал, частные галереи), две выставки в Сочинском художественном музее, выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Греции, Болгарии.

Если есть истинная живопись, как таковая, то Михаил Архангельский был ее великим представителем. Его искусство – вселенское, интернациональное. Его традиции – средиземноморские и черноморские (черноморское побережье – маргинальное пространство Древней Эллады). Влияние французского искусства не сделало его «французом». Скорее наоборот - Архангельский из тех, кто создавал южно-российский стиль.

Он работал на юге России, в Греции, на Кипре, в Болгарии, Абхазии. Его работы разошлись по всему миру, неся людям энергетику напоенной солнцем природы юга, с запахом цветов и цветущих деревьев, пением птиц, шумом волн, звоном разогретого воздуха.

Архангельский – из тех художников, которые стремятся остановить прекрасные мгновения, запечатлеть их на холстах. Время на них равно лишь мигу, выхваченному из потока жизни. На его картинах живет мечта о Красоте как первооснове бытия. Главным источником этой красоты является Природа, понимаемая и любимая им как прекрасная женщина. Природа и женщина вдохновляют мастера. Не только буйство южных красок, динамические контрасты цвета и света, но, кажется, звуки и запахи способен передать художник. Его живопись «заряжена» мощнейшим энергетическим полем. Источник повышенной энергии – яркий открытый цвет, динамичная, наносимая быстрой широкой кистью линия. Из мгновенного движения кисти рождается берег моря, то ярко-синего, то светло-фиолетового; горы, залитые солнечным светом, поросшие диковинными растениями.

Родной край, в котором родился и прожил всю жизнь, художник изображает празднично и по-своему экзотично. Его родина подобна весеннему саду, в котором цветут деревья и благоухают цветы.

Архангельский не только мастер изобразительного искусства. Он поэт и философ. Его поэтическое наследие насчитывает десятки неизданных стихотворений, являющихся продолжением живописи и графики.

С 1996 года язык его произведений меняется. Пейзажи и натюрморты отходят на второй план. Художник обращается к языку более экспрессивному и выразительному. Использование пластической метафоры позволяет, отталкиваясь от мира реального, трансформировать увиденное в образах, полных недосказанности. Лес символов – носитель сокровенного знания, вырастает, прорывается из хаоса реальности к миру образов – знаков. Со второй половины девяностых у Архангельского появляются абстрактные работы: «Бархатный сезон», «Жизнь страшнее Шекспира», «Знаки», «Зависть» и др. В них он предстает в большей степени философом. Но философия его своеобразная, не умиротворяющая и не рефлексивная. Мощная пластическая энергетика, подобная взрыву, рождается как непосредственный отклик на социальные катаклизмы российской действительности. Он создает работы, посвященные войне в Чечне, трагическим событиям в Каспийске, что сближает его с представителями актуального искусства.

Он умер в расцвете творческих сил, неожиданно для всех, в начале декабря 2006 года, не дожив до своего семидесятилетия.


Н.А. Стрижова, руководитель проекта

Т.И. Соколинская, искусствовед, член АИС, зав. отделом ККВЗИИ

 

 

Работы художников



Анатомия-весны, 2004. Xолст, масло.
 
Вечерняя прогулка, 1976. Бумага, акварель.
 
День за день, 2004. Холст, масло.
 
Зависть, 1995. Холст, масло.
 
Ирисы, 2004. Холст, масло.
 
Лаго-Наки, 1970. Бумага, акварель.
 
Лазаревская, 1971. Бумага, акварель.
 
Обнаженка, 2002. Бумага, гуашь.
 
Память, 2000. Бумага, гуашь.
 
Псебай, 1972. Бумага, акварель.
 
Унесенные ветром, 2004. Холст, масло.
 
Горы псебая,1972. Картон, масло.
 
День без тебя.
Весенний мотив, 1988. Холст, масло.
 
Знаки, 1990. Холст, масло.
 
Летний отдых, 1991. Xолст, масло.
 
Маленький принц, 1984. Холст, масло.
 
Натюрморт с гранатами, 2006. Холст, масло.
 
Осень г.Сочи, 2001. Холст, масло.
 
Цветы и фрукты, 1996. Холст, масло.
 
Осмысленный след, 1986. Холст, масло.
 
Коринфский залив (Греция), 1997. Холст, масло.
 
8 марта натюрморт, 1984. Холст, масло. Нарциссы 8 марта, 2003. Холст, масло.
 
Архангельский М.В. Автопортрет, 1979. Бумага, акварель. Портрет с собакой, 2000. Холст, масло.
 
Натюрморт с розами, 1987. Холст, масло. Натюрморт с флейтой, 2004. Холст, масло.
 
Новый век, 2002. Холст, масло. Ожидание, 2002. Бумага, акварель, гуашь.
 
Окно, 1976. Ватман, акварель. Сад, 1999. Холст, масло.
 
Кресло под грушей, 1973. Холст, масло. Розовый туман, 2002. Бумага, акварель.
 
Летний дождь, 2002. Холст, масло. Слушая дождь, 2002. Холст, масло.
 
Улыбка дня, 2002. Холст, масло. Цветы, 1980. Бумага, акварель.
 

 


     Создание сайта voodoo
© ООО Художественная галерея «САНТАЛ» 2002 – 2018