САНТАЛ    Художественная галерея «Сантал»

Нам 25 лет !
  Главная >   Филипенко
Главная
Новости
Галерея
Мастерская и салон
Пресса
Контакты
Обратная связь


«Поколение добровольцев»

Петр Денисович Филиппенко относится к старшему поколению художников Республики Адыгея, чьи жизнь и творчество тесно связаны с Краснодарским краем. Важным этапом его становления как живописца стало обучение в стенах старейшего на юге России учебного заведения – Краснодарского художественного училища. Основанное еще до революции в 1911 году благодаря стараниям известного собирателя и учредителя первой на Северном Кавказе картинной галереи Ф. А. Коваленко (1866-1919) и его единомышленников, оно во многом заимствовало систему обучения, разработанную Императорской Академией художеств.

В Краснодарское художественное училище П. Д. Филиппенко поступил уже после окончания Великой Отечественной войны. А до этого были крестьянское детство в белорусской деревне Долговичи Могилевской области, переезд в Красноярск в семилетнем возрасте вместе с репрессированными родителями. Одним из ярких впечатлений юности было посещение Дома-музея художника-передвижника В. И. Сурикова. В 1941 году, сдав экзамены, будущий художник поступил в художественную студию при музее, однако, учиться в ней не пришлось, т. к. все работавшие в ней педагоги были призваны на войну. В 1943 году, только П. Д. Филиппенко исполнилось 17 лет, он добровольцем ушел на фронт. Потом, через многие годы, художник напишет работу «Добровольцы. 1943 г.» (1985), которую посвятит своим сверстникам, юным солдатам и морякам, ушедшим вслед за отцами на войну. Это автобиографическое произведение является одним из самых пронзительных в творческом наследии П. Д. Филиппенко.

В течение года он обучался в специальной школе связистов, располагавшейся на острове Русский в заливе Петра Великого в Японском море. Затем была служба на двух секретных кораблях – минных заградителях «Аргунь» и «Аян». За участие в боевых операциях П. Д. Филиппенко был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Поеду над Японией». Именно во время службы на Тихоокеанском флоте раскрылись художественные способности юноши, который помимо службы занимался наглядной агитацией, делал зарисовки тех мест, где доводилось служить. Большая серия таких рисунков относится ко времени пребывания в Порт-Артуре, где художнику удалось приобрести первый специальный альбом для рисования.

Из рядов Тихоокеанского флота П. Д. Филиппенко был демобилизован только в 1948 году. В том же году вместе с матерью он переехал в Краснодар и успешно сдал экзамены в Краснодарское художественное училище. Здесь П. Д. Филиппенко обучался под руководством одного из старейших педагогов училища Г. А. Аветисьяна (1884-1963), а также выпускников Всероссийской Академии художеств Н. М. Миронова (1922-1953) и П. С. Калягина (1913-2007), активно влиявших на процессы становления новой послевоенной школы обучения, определявших в те годы педагогическую политику учебного заведения. Особое влияние на начинающего художника оказал и окончивший в 1948 МГХИ им. В. И. Сурикова молодой преподаватель В. В. Тевторадзе (1920-1985). Он относился к своим ученикам с повышенным вниманием, поддерживая их и в жизни, и в творчестве, угадывая их творческий потенциал. Большое место в системе обучения занимала работа на пленэре. Талантливые педагоги училища воспитывали в студентах умение видеть окружающий мир, но при этом отчасти отучали их от излишней интерпретации натуры, закрепляя созерцательно-фиксирующее отношение, может быть, несколько наивное, но цельное и позитивное. Красота реальной природы со студенческой скамьи стала главной темой произведений П. Д. Филиппенко. Важное значение в училище уделялось и рисунку, незаменимому средству изучения натуры, которое позже легло в основу книжных иллюстраций, многих работ в портретном жанре.

После окончания училища в 1953 году художник навсегда связал свою жизнь с Майкопом, куда был направлен по распределению на работу в Адыгейские производственные мастерские. За время работы в Адыгее П. Д. Филиппенко создал немало произведений на темы истории и современности республики: «Мос Шовгенов» (1978), «В отряд» (1977), «Ликбез», «Правду привез» (1974), «Здесь стояла батарея» (1985), «Вечер», (1992). Многочисленные портреты, выполненные им в разные годы, раскрывают образы современников, в основном людей труда: «Колхозник Метов Ибрагим Кадмыкович» (1975), «Скульптор А. А. Шекоян» (1985), «Доярка Женя Дамонова» (1980), «Эфенди Цеев Схачарий» (1975) и др. Тема труда представлена в его творчестве большим числом работ, таких, как «Дорога к перевалу» (1968), «Семейный экипаж» (1983), «Трудяга» (1991). Последняя написана во время пребывания художника в Доме творчества «Академическая дача» им. И. Е. Репина Союза Художников РСФСР. Пребывание здесь, в Тверской области способствовало усилению пленэрных качеств пейзажных работ П. Д. Филиппенко. Оно давало художнику богатые впечатления, сочетавшие поэзию и правду загадочной русской природы. «Сирень цветет» (1971), «Вышневолоцкая церковь», «Домик на даче», «Мостик», «Мста» (все созданы в 1991) – типичные пейзажи Тверской области без внешней эффектности. Благодаря работе на пленэре П. Д. Филиппенко чаще стал обращаться в пейзажных произведениях к изменчивым состояниям природы, а натурную работу рассматривать как важное средство соединения живописного произведения с реальной природой. Многие годы жизни он посвятил поездкам по Адыгее, создав значительную часть работ, отразивших красоту и неповторимость ее живописных уголков. «Долина в горах» (1976), «У озера» (1989), «Зима на реке Белой» (1980), «Весна пришла» (1983), «Осень в горах» (1991), «Художник на высокогорье» (2010) – отличаются пленэрным звучанием колорита наполнены любовью к прекрасному, а значит и к жизни.

Начиная с 1953 П. Д. Филиппенко постоянно участвует в городских, краевых, республиканских, региональных выставках. До образования самостоятельной творческой организации художников в Адыгее, он был экспонентом краевых выставок, проходивших в Краснодаре. В 1971 году П. Д. Филиппенко был принят в члены Союза Художников РСФСР. Известность художнику принесли не только живописные произведения, но и работа в области книжной графики. Им было выполнено оформление книг для детей таких известных адыгских авторов, как Д. Костанов «Человек делает добро» (1959), «Настоящий друг» (1960), А. Гадагатль «Петух – хвастун» (1959), М. Паранук «Бей, дубинка!» (1960), «Князь и птичка» (1963).

По сей день П. Д. Филиппенко живет и работает в Майкопе, активно участвует в выставках ВТОО «Союз Художников России» самого высокого уровня, его работы закупаются Министерством культуры Республики Адыгея. Его произведения находятся в фондах Национального музея Республики Адыгея и Картинной галереи Министерства культуры Республики Адыгея. Художник продолжает и развивает традиции отечественного реалистического искусства, с любовью воспевая землю, на которой живет. Наталья Щурик, ст. научный сотрудник Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств, член ВТОО «Союз Художников России».


Филиппенко П.Д. Ликбез. 1972. Холст, масло.
 
Филиппенко П.Д. Соперники.(А.Г. Манакьян и А.А. Шекоян) 1987.
Картон, масло.
 
Филиппенко П.Д. Двор художественных мастерских в Майкопе.
1990. Холст, масло.
 
Филиппенко П.Д. Зима на р. Белой. 1980.
Картон, масло.
 
Филиппенко П.Д. Протест против царской власти.
1959. Бумага, темпера.
 
Филипенко П.Д. Сосна. 1989. Картон, масло. Филипенко П.Д. Трудяга. 1991. Холст, масло.
 
Филиппенко П.Д. Иллюстрация к книги М. Паранук
"Бей, дубинка!" 1960
Филиппенко П.Д. Натюрморт. 1989. Холст, масло.
 
Филиппенко П.Д. Вечер. 1992. Холст, масло. Филиппенко П.Д. Семейный экипаж.
1983. Холст, масло.
 
Филиппенко П.Д. Добровольцы 1943г.
1985. Холст, масло.
Филипенко П.Д. Мостик. 1991. Картон, масло.
 
Филиппенко П.Д. Осенний пейзаж.
1976. Холст, масло.
 
Филиппенко П.Д. Этюд Площадь.
1970. Картон, масло.

     Создание сайта voodoo
© ООО Художественная галерея «САНТАЛ» 2002 – 2018