САНТАЛ    Художественная галерея «Сантал»

Нам 25 лет !
  Главная >   выставки 2011 >   Седова
Главная
Новости
Галерея
Мастерская и салон
Пресса
Контакты
Обратная связь


 Среди краснодарских мастеров живописи и графики Ирина Седова занимает место последовательного полистилиста, осваивающего все аспекты человеческого бытия – реальные и идеальные. Ее формирование как художника (70-80 – е годы) пришлось на расцвет краснодарской академической школы, в основе которой были требования высокого профессионализма, служение ремеслу. Среди своих учителей по художественному училищу она особенно ценит Александра Михайловича Тавлеева, Григория Устиновича Кравченко, Ольгу Александровну Салькову, которые привили ей умение работать, не взирая на настроение, капризы погоды и личные неприятности.
 

Именно в это время художники особенно стали ценить музейное качество, в котором они видели опору для своих интеллектуальных и духовных устремлений. Эта была эпоха раннего постмодерна, одинаково значимая для французских, американских и русских ( и соответственно кубанских) авторов. Именно в это время они стали заново перечитывать «вечные» тексты – Библию, античную историю и культуру, переосмысливать эпоху Возрождения. Героем произведений советских художников все чаще становился не только человек социальный, строящий светлое будущее, но и человек приватный, рефлексирующий, задумывающийся о смысле жизни.
 

Ранний период творчества Ирины Седовой прошел под знаком поиска своего Я - стиля, направления, темы, позволяющих создавать произведения, наполненные широкими социокультурными контекстами. Ее всегда интересовал человек как мера всех вещей, поэтому художница избрала для себя в качестве любимых жанров не пейзажи и натюрморты, а портреты и картины, в которых возможно воплотить свое понимание человека и его места во Вселенной.
 

Зрелое творчество Седовой – это сознательная игра с языками изобразительного искусства: от фотореализма до лирической абстракции. Между этими полярными точками мы видим и влияние наивного искусства, и неоклассическую идеализацию, и романтическое преувеличение, а в области содержания – сложные, насыщенные метафорами и аллегориями мотивы. Владея высочайшим ремеслом гиперреалистического изображения человеческой фигуры, лица, художница часто намеренно уходит от фигуративности в область беспредметного.
 

На сегодняшней персональной выставке в галерее «Сантал» Седова представила два аспекта своего понимания сущности человека: реальное и идеальное. Идеально женское тело ( почти все женщины у Седовой подобны античным богиням), идеален взгляд умного, талантливого, интеллигентного мужчины. Реален их трагический амбивалентный союз. Реален чреватый трагедиями мир, в котором всегда хочется найти гармонию.
 

Взаимоотношения мужчины и женщины – главная и любимая тема творчества художницы, будь то Адам и Ева или наши реальные современники. Внешне Ирина идеализирует их отношения, загоняя драматизм в маргинальную зону подтекстов. В этом есть что-то от драматургии А. Чехова или Б. Брехта: страсти бушуют за сценой.
 

Присутствует у Седовой и одна из культовых идей регионального искусства Кубани, которую можно обозначить как созерцательное отношение к реальности. Культ красоты как таковой, томной, изнеженной, гедонистической присутствует в ряде работ, в которых художница откровенно любуется пластикой своих линий и пятен, передающих женские образы. Их изысканные позы, полные нежной эротичности, идеальны и существуют в идеальном мире.
 

Всего же четыре основные серии, подчиненные идее реального и идеального, представлены в работах Седовой: идеализированные «Вакханалия» и образы Адама и Евы, портреты наших современников и аллегорические композиции.
 

При всех увлечениях античностью и библейской тематикой создается впечатление, что библейские и античные персонажи модернизированы, что они в какой- то степени наши современники. Как и многие художники ХХ-ХХ1 веков Седова вносит в традиционную иконографию глубоко личный аспект. В частности, великих русских иконописцев Феофана Грека, Дионисия и Андрея Рублева она представляет в виде Христианской Троицы. Здесь они в отличие от иконописной традиции показаны в некотором ракурсе, что лишает их традиционной статичности и придает определенный динамический характер. В целом же художница стремится соединить крайности. Используя разные языки, стили, она в области содержания предпочитает снимать противоречия и не доводить вакханалию до безумного экстаза. Чувство меры, рациональность, способность рассуждать, размышлять, анализировать приводит к тому, что ее произведения и воспринимаются как ребусы, которые хочется разгадать. Это замечательно, к примеру, проявляется в ее работе «Гении и их Музы». Используя прием монтажа, выработанный еще в «суровом» стиле, она вводит в абстрактную композицию предельно натуралистические изображения главных художественных идолов ХХ века – Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, в образах которых читаются главные русские вопросы: кто виноват и что делать? И какие повороты еще ждет искусство ХХ1 века, свернувшего на нехоженые тропы бессознательного и иррационального? Седова умеет задавать вопросы. Но ответы еще впереди.


Член АИС Татьяна Соколинская

 

Элегия (Романтическое утро). 2003. холст, масло.  79х92.jpg

Троица. 2005 холст, масло.  120х150.jpg

Триптих Адам и Ева (2). 2005.  холст, масло.  80х110.jpg

Триптих Адам и Ева (1). 2005. холст, масло. 80х110.jpg

Триптих Адам и Ева 2005 холст, масло. 80х110.jpg

Триптих 3 Адам и Ева  2009. холст, масло. 45х60.jpg

Триптих 2 Адам и Ева. 2009. холст, масло. 45х60.jpg

Триптих 1 Адам и Ева. 2009. холст, масло. 45х60.jpg

Теплый вечер .  2004. холст, масло. 50х60.jpg

Страсти Адама. 2009. холст, масло. 97х123 2009.jpg

Солнечный день. 2005. холст, масло. 80х110.jpg

Скорбь ангела. 2009.  холст, масло. 50,5х50.jpg

Свобода выбора.2002. холст, масло. 110х95.jpg

Светлые сны. 2008. холст, масло. 70х80.jpg

Радость гармонии, 2003.  холст, масло. 100х100.jpg

Похищение Европы 2001. холст, масло. 80х80.jpg

ПОСЛЕ ДУША . 2003. бумага, темпера. 48х65.jpg