САНТАЛ    Художественная галерея «Сантал»

Нам 25 лет !
  Главная >   выставки 2011 >   Пономаренко
Главная
Новости
Галерея
Мастерская и салон
Пресса
Контакты
Обратная связь


В галерее «Сантал»   с 22 декабря 2011 по 7 января 2012   проходит  персональная юбилейная выставка известного краснодарского художника Юрия Пономаренко   «Снега России»

Юрий  Пономаренко родился в 1951 году в Ленинграде.  
В 1973 году окончил факультет художественно-технической графики Кубанского государственного университета.
С 1993 года член союза художников России.
 Врожденная страсть к дороге и ко всему новому очень быстро помогли художнику проявить себя в области пейзажа и жанровой живописи.

В  сегодняшней пестрой художественной  картине мира, которую создают  современные авторы – живописцы и графики, поэты и музыканты, реалистическое искусство   занимает место в какой-то степени маргинальное. Но именно в нем сохраняются культурные традиции русской школы  второй половины Х1Х века. Особенно это касается художников, развивающих язык пленэрной живописи, в которой реализм переплетается с импрессионизмом, образуя своеобразный сплав, позволяющий синтезировать наблюдение над природой с передачей собственных чувств.  
       Их     голос,  как правило,  негромкий, интонации – лирические.   Разум  не заглушает   эмоции. Крепкая рука  профессионала, который знает, как  строить композицию,  пользоваться светотеневой моделировкой, обобщать найденный мотив, не впадая в натурализм, позволяет создавать картины и пейзажи, в которых мера выразительности находится в гармонии с объективным миром, окружающим нас. Не менее важным, чем сохранение пластического языка, является смыслообразующий ряд, попадающий в культурный код русской культуры.
        Когда смотришь на работы краснодарского художника Юрия Пономаренко, видно, что и   национальные   русские ценности соборности, семьи, человечности,   любви  для него остаются значимыми, несмотря на  сложный и неоднозначный социокультурный контекст, в котором приветствуются скорее новации, чем традиции.
      На  холстах  Пономаренко мы видим  ландшафты – от Байкала  до Белого моря.  Особенно он   любит писать окрестности Дома творчества Союза художников «Академическая дача».     «Русский странник», Пономаренко   ищет мотив в реальной жизни, в природе.    Стараясь создать  гармоничный мир,  он скупо пользуется выразительными  возможностями работы цветом. Он - мастер нюанса, создатель тонкой  приглушенной   живописной среды.  Именно это его качество и позволило ему стать подлинным мастером зимнего реалистического пейзажа, в котором   художник возвращает нас к   простоте и целостности созерцательного отношения к жизни.  В поисках заснеженных русских просторов, которых не найти на Кубани, Юрий отправляется  в   Вышний Волочек,   на «Академичку», ставшую его подлинной творческой родиной. Он пишет бескрайнюю равнину,   бревенчатые избы, замерзшие реки, фигурки людей, которые не стали «новыми русскими», жителями особняков, а продолжают жить на земле, выращивать скудный урожай, ловить рыбу, учить детей.
     Часто Пономаренко пишет в экстремальных условиях, когда краски замерзают на морозе. Забираясь в лесные чащобы или заброшенные северные деревни,  он создает  свои лирические по  настроению пейзажи.  
     Интересная история произошла с ним и с двумя его товарищами-художниками из Твери и Ярославля в 80- е годы.   Вышли они на пленэр  при 25 градусах мороза в деревне Важгард  Коми ССР. (А надо сказать, что деревня Важгард была излюбленным местом для многих  русских живописцев, в частности Стожарова).  В  это время мимо  ехала группа телевизионщиков из  Сывтывкара, которая    снимала сюжет о жизни людей в отдаленных селах. Они не могли не остановиться и  не  взять   интервью у художников. Особенно их потряс тот факт, что художник с юга приехал в их заснеженный  далекий край. Но для Пономаренко, который родился и окончил школу в Ленинграде, учился   на художественно-графическом факультете в Краснодаре было важно писать   именно зиму,   которая для него  всегда была символом России.
        В работах Пономаренко нет красивости, пафоса, модного сейчас салона. Он искренне и настойчиво утверждает ценности обыденной человеческой жизни.  Вмерзшая в лед лодка на озере   Байкал и кружащиеся над ней чайки, морозный день в  засыпанном снегом Вышнем Волочке, как и в других  провинциальных городах и селах России, старый трактор, нагруженный сеном,        полуразрушенный  старенький забор,    бревенчатые избы и православные храмы,  русский лес  зимой,  замерзшие озера    и  речки  останутся даже тогда, когда  глобализация, кажется,  примет необратимый характер.          
      Картины краснодарского живописца  чем-то сопоставимы    с творчеством Николая Рубцова: поэтическое слово выдающегося русского лирика  созвучно художнику по своей интонации, темам и образному строю:
 

Наслаждаясь ветром резким,
Допоздна по вечерам
Я брожу, брожу по сельским
Белым в сумраке холмам.
Взгляд  блуждает по дремотным,
По холодным небесам,
Слух внимает мимолетным,
Приглушенным голосам.



                                                                                                                                                                                  Член АИС  Татьяна Соколинская  

 

Пономаренко Ю.Н. Северный край. 2009. холст, масло. 94х43

Пономаренко Ю.Н. Окраина деревни Важгарт. 2009. холст, масло. 95х35

Пономаренко Ю.Н. Ожидание весны. 2009. холст, масло. 35х89

Пономаренко Ю.Н. Мороз и солнце. 2009. холст, масло. 50х50

Пономаренко Ю.Н. Март на реке Мста. 2009. холст, масло. 50х79

Пономаренко Ю.Н. Зимний день. 2010. холст, масло. 60х78

Пономаренко Ю.Н. Дорога  домой. 2009. холст, масло. 50х73

Пономаренко Ю.Н. Деревня Большой остров. 2009. холст, масло. 50х90

Пономаренко Ю.Н. банька давно не топилась. 2010. холст, масло.  60х80



Понаморенко Ю.Н. Вышний Волочок. 2010. холст, масло. 50х30
     

Пономаренко Ю.Н, Байкал. Разбитые лодки.2001. холст, масло. 50х60

Пономаренко Ю.Н. Хоккеист. 2002. холст, масло. 100х100